Налоговики не вправе производить выемку документов у компании, в отношении которой налоговая проверка не проводится, даже если есть подозрения о ее взаимозависимости с проверяемыми лицами (постановление АС Поволжского округа от 22.09.2021 № Ф06-8721/2021 по делу № А06-14570/2019).
Суть дела
Налоговики вместе с органами внутренних дел проводили проверку организаций, располагавшихся в здании, принадлежащем компании. В рамках проверки на основании ст. 94 НК РФ было вынесено постановление о выемке документов и предметов по адресу, по которому находилось здание. Руководствуясь данным постановлением, налоговики произвели выемку предметов и документов из кабинета директора компании.
Компания посчитала действия налоговиков незаконными, поскольку в отношении нее выездная проверка не проводилась. Она обжаловала действия проверяющих в вышестоящий налоговый орган. Не получив поддержки, она обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на защиту компании приведя следующие доводы.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ). В случае отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки производится выемка необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Она осуществляется на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа в присутствии понятых и лиц, у которых изымаются документы и предметы (ст. 94 НК РФ).
Таким образом, выемка документов и предметов может происходить только в рамках выездной налоговой проверки. При этом выемка производится лицом, проводящим налоговую проверку, а само постановление о проведении выемки должно быть мотивированным и вынесено при наличии оснований, перечисленных в п. 4 ст. 93 и п. 14 ст. 89 НК РФ.
В этой ситуации выемка производилась не на территории проверяемых лиц, а на территории компании, в отношении которой решение о выездной налоговой проверке не принималось и постановление о выемке предметов и документов не выносилось. Документы, подтверждающие полномочия налогового органа производить выемку в помещениях, принадлежащих компании, в материалы дела не представлены. Из материалов дела не следует, что налоговым органом компании было предъявлено требование о добровольной выдаче документов и предметов до принудительного их изъятия.
Предположение ИФНС о наличии между компанией и проверяемыми лицами признаков взаимозависимости само по себе не может свидетельствовать о том, что такие основания для производства выемки действительно имелись. По смыслу ст. 31 и 94 НК РФ выемка документов не может быть произвольной и возможна только у лица, в отношении которого в установленном законом порядке проводится налоговая проверка.
В результате суды признали действия налоговиков по выемке незаконными и обязали их возвратить компании изъятые документы и предметы.