Запись в ЕГРЮЛ о принятии компанией решения об изменении своего места нахождения не препятствует инспекции по старому месту нахождения провести налоговую проверку (Определение Верховного суда РФ от 27.09.2021 № 304-ЭС21-16917).
Суть дела
Компания решила сменить место своего нахождения с г. Ишим на Москву. Она 22 сентября заключила договор аренды помещений в Москве и на следующий день подала в электронном виде заявление об изменении места нахождения. Регистрационная запись о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения была внесена в ЕГРЮЛ 2 октября. А 5 октября налоговая инспекция по Тюменской области вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки деятельности компании за последние три года.
Компания считала, что решение о выездной налоговой проверке может быть принято только налоговым органом по месту нахождения организации, то есть налоговым органом по г. Москве. По ее мнению, день внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения одновременно является и днем снятия организации с налогового учета в Тюменской области. Компания вместе со всем объемом первичных бухгалтерских документов находится в г. Москве, что делает невозможным проведение выездной проверки в г. Ишим.
Не найдя поддержки в вышестоящем налоговом органе, компания обратилась в суд с требованием признать решение о проведении выездной проверки недействительным.
Решение судов
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. При этом они руководствовались следующим.
Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту ее нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) при смене юридического адреса сначала в регистрирующий орган подается заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения с приложением такого решения. Документы для государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).
Суды указали, что по смыслу вышеприведенных положений внесение в ЕГРЮЛ записи о принятии юридическим лицом решения об изменении его места нахождения свидетельствует исключительно о выражении юридическим лицом воли на изменение места нахождения. Оно является промежуточным этапом, предшествующим принятию регистрирующим органом решения о регистрации изменения места нахождения организации либо об отказе в государственной регистрации. Государственная регистрация изменения места нахождения организации происходит в связи с принятием регистрирующим органом такого решения по результатам процедуры, предусмотренной Законом № 129-ФЗ, а не на основании внесения регистрационной записи о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения, как ошибочно полагает компания.
В результате суды пришли к выводу, что поскольку по состоянию на 5 октября (дата вынесения оспариваемого решения) в ЕГРЮЛ не была внесена запись об изменении места нахождения компании (не было принято соответствующее решение регистрирующего органа об изменении места нахождения организации), инспекция г. Ишим правомерно приняла решение о проведении выездной проверки, ведь именно она является налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика, который уполномочен на проведение такой проверки.
Судья Верховного суда РФ не нашел оснований для передачи дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.