Причины несчастного случая и его виновники устанавливаются комиссией по расследованию, а не ФСС России при экспертизе наступления страхового случая (постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.09.2021 № Ф04-5343/2021 по делу № А75-19363/2020).
Суть дела
В компании произошел групповой несчастный случай со смертельным исходом. Посчитав, что в аварии виновна компания и ее сотрудники, региональное отделение ФСС России (далее — фонд) установило компании надбавку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 10%.
Компания с этим не согласилась и обратилась в суд. По ее мнению, надбавка к страховому тарифу в связи с несчастным случаем на производстве страхователя установлена незаконно, поскольку была вина третьих лиц, а не страхователя.
Решение судов
Суды трех инстанций признали решение фонда незаконным. Пунктом 6 (1) Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524, установлено, что страховщик рассчитывает страхователю надбавку на очередной финансовый год с учетом количества погибших при наличии в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (два человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц.
Комиссией по расследованию несчастного группового случая установлено, что его причиной стал скрытый заводской брак оборудования. А сопутствующей причиной явилась неудовлетворительная организация производства работ при работе с пожароопасными и взрывоопасными веществами и материалами со стороны подрядной организации. В акте комиссии ответственными за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившиеся причинами несчастного случая, были указаны предприятие-изготовитель и подрядчик. Акт подписан комиссией, в состав которой вошел и представитель фонда, который подписал акт без замечаний. Таким образом, комиссией установлено, что страховой случай произошел по вине третьих лиц. И, следовательно, у фонда не было оснований для установления компании надбавки к страховому тарифу.
Суды отвергли довод фонда о виновности работодателя и работников компании в произошедшем несчастном случае со ссылками на заключения, составленные самим фондом. Они указали, что причины несчастного случая, а также лица, допустившие нарушения требований охраны труда, могут быть установлены комиссией по расследованию несчастного случая, а не фондом при экспертизе наступления страхового случая. Это следует из положений ст. 229.2 ТК РФ, п. 23 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, приведенного в приложении № 2 к постановлению Минтруда России от 24.10.2002 № 73, ст. 14 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). Кроме того, по факту несчастного случая было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренным ч. 2 ст. 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда». Однако по результатам предварительного расследования принято решение о прекращении дела в связи с отсутствием события преступления.
Суды также отметили, что отсутствие обвинительного приговора в отношении работников предприятия-изготовителя и подрядчика (которые, согласно акту, признаны ответственными за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившиеся причинами несчастного случая) не может свидетельствовать, что несчастный случай произошел не по вине третьих лиц. Доказательств вины работников компании в данном несчастном случае фондом не представлено.
Довод фонда о том, что акт расследования несчастного случая не является процессуальным документом, в котором дается заключение о причинах несчастного случая, был отклонен судами со ссылкой на п. 4 ст. 15 Закона № 125-ФЗ, постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73.