При переводе работника с полной материальной ответственностью на новую должность нужно заключать новый договор о полной материальной ответственности (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2021 по делу № 88-22632/2021).
Суть дела
Гражданин был принят на работу на должность начальника котельной. С ним был заключен договор о полной материальной ответственности. В дальнейшем он неоднократно переводился на другие должности. Последняя занимаемая им должность — техник 10-й группы по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений, с которой он уволился по собственному желанию.
После увольнения было проведено служебное расследование относительно фактического наличия имущества, числящегося за мастером 10-й группы по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений (предпоследняя перед увольнением должность, занимаемая гражданином). По его результатам выявлена недостача имущества.
Поскольку гражданин отказался в добровольном порядке погасить недостачу, компания обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на защиту гражданина, указав, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случаях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ. К таковым, в частности, относится наличие недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся:
-
отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;
-
противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда;
-
вина работника в причинении ущерба;
-
причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом;
-
наличие прямого действительного ущерба;
-
размер причиненного ущерба.
Суды разъяснили, что в случае, когда работник переводится на должность, которая связана с обслуживанием материальных ценностей, с ним должен быть заключен новый договор о полной материальной ответственности. Условия такого договора определяются исходя из новых обязанностей работника и вверяемых ему материальных ценностей. В рассматриваемой ситуации при переводах работника новые договоры о полной материальной ответственности с ним не заключались. Занимаемые им должности к материально ответственным должностям не относятся. Таким образом, работник не являлся материально ответственным лицом и оснований для взыскания с него недостачи нет.
Вывод о том, что для привлечения работника к полной материальной ответственности с ним при переводах на новую должность нужно заключать новые договоры о полной материальной ответственности, содержится и определениях Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.07.2020 № 88-10233/2020, Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2020 по делу № 88-2319/2020.