У налоговых органов нет права истребовать у налогоплательщиков и их контрагентов документы и информацию в рамках предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности в отсутствие оснований, установленных п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ (постановление АС Центрального округа от 15.12.2021 № Ф10-5716/2021 по делу № А08-10169/2020).
Суть дела
Налоговая инспекция направила компании требование о предоставлении документов по ее контрагенту. Были затребованы договоры, акты выполненных работ, карточки счетов бухгалтерского учета, на которых отражены взаимоотношения с контрагентом, регистры налогового учета. В требовании налоговый орган указал, что запрашиваемая информация касается деятельности контрагента в связи с проведением контроля вне рамок налоговых проверок в рамках предпроверочного анализа.
Компания посчитала требование незаконным. Не получив поддержки в вышестоящем налоговом органе, она обратилась в суд с заявлением о признании требования незаконным и его отмене.
Решение судов
Суды трех инстанций удовлетворили требование компании. Они указали, что налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) как в рамках проведения налоговой проверки, так и вне ее рамок. При этом законодатель разграничивает перечень документов и основания, по которым налоговый орган может истребовать их в ходе проведения налоговой проверки и вне рамок ее проведения.
Из буквального толкования п. 2 ст. 93.1 НК РФ следует, что право налогового органа на получение документов вне рамок налоговой проверки может быть реализовано при совокупности следующих условий:
-
обоснованная необходимость получения документов возникла вне рамок проведения налоговых проверок, что предполагает обязанность налогового органа обосновать (указать) в самом требовании причину, по которой возникла такая необходимость;
-
могут быть истребованы документы относительно конкретной сделки, что предполагает обязанность налогового органа в самом требовании указать (идентифицировать) эту сделку;
-
документы относительно конкретной сделки могут быть истребованы только у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, что предполагает обязанность налогового органа, помимо указания (идентификации) в требовании самой сделки, также доказать, что лицо, у которого истребуется информация по конкретной сделке, но которое само не является участником такой сделки, обладает информацией о ней.
Между тем налоговым органом в обжалуемом требовании не поименована конкретная сделка, в отношении которой истребуется документация.
В суде инспекция указала, что ею были обнаружены в деятельности компании риски совершения налоговых правонарушений. Контрагент был выбран инспекцией с целью представления документов в связи с движением денежных средств на расчетном счете компании по расходу с назначением платежа «Оплата за переработку по договору б/н от 20.06.2017». Из этого суды пришли к выводу, что налоговикам была известна конкретная сделка и истребование иных документов по контрагенту выходит за пределы полномочий налогового органа вне рамок налоговой проверки.