Верховный суд пришел к выводу, что бездоговорное потребление электроэнергии для целей налогообложения не может рассматриваться как реализация.
Карточка дела |
Реквизиты судебного дела |
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 02.02.2022 № 305-ЭС21-19369 по делу № А40-13192/2016 |
Истец |
ПАО «Россети Кубань» |
|
Ответчик |
Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4 |
Суть дела
Компания транспортировала электроэнергию по своим электросетям от сбытовой организации потребителям. При выявлении случаев бездоговорного потребления электроэнергии она взыскивала с виновников компенсацию. Ее она учитывала во внереализационных доходах на дату уплаты или на дату вступления в силу решения суда.
При проведении проверки налоговый орган доначислил компании НДС и налог на прибыль. По его мнению, электроэнергия, потребленная виновниками хоть и в бездоговорном порядке, должна учитываться как реализация. А значит, компания должна была начислять НДС, а суммы компенсации включать в доходы на дату подписания акта о бездоговорном потреблении.
Не согласившись с доначислениями, компания обратилась в суд.
Решение первой инстанции
Суд первой инстанции поддержал налоговиков. Он отверг довод компании о том, что бездоговорное потребление электроэнергии представляет собой неосновательное обогащение. Ссылаясь на судебную практику, суд указал, что даже в случаях, когда заявлялось требование о взыскании суммы неосновательного обогащения, суды исходили из положений ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. То есть с потребителей взыскивается стоимость электроэнергии, установленная расчетным путем, за фактически принятое ее количество.
В письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-03-06/1/19798 разъяснено, что в случае если полученные организацией суммы неосновательного обогащения связаны с оплатой реализованных данной организацией товаров (работ, услуг), такие суммы включаются в налоговую базу по НДС. При оспаривании потребителями стоимости бездоговорного потребления суды соглашаются с тем, что сумма возмещения исчисляется с учетом НДС (например, постановление АС Северо-Западного округа от 18.08.2015 № Ф07-4488/2015 по делу № А56-52888/2014).
Суд первой инстанции отметил, что такой подход является справедливым, поскольку потребители, не заключившие договор, не должны иметь преимуществ (в частности, по размеру цены) перед добросовестными абонентами.
Позиция апелляции и кассации
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласился. Он указал, что в п. 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, прямо предусмотрено, что стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с нарушителя сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения. Поскольку в силу физических свойств электроэнергии (невозможность хранения и одномоментность производства и потребления) ее возврат в натуре невозможен, то к отношениям по бездоговорному потреблению применяется п. 1 ст. 1105 ГК РФ о возврате именно стоимости неосновательного обогащения. Нарушители, подключившиеся самовольно, оплачивают стоимость бездоговорного потребления не в связи с получением от сетевой организации какого-либо встречного предоставления (какого-либо товара — электроэнергии), как было бы при реализации, а в силу того, что они неосновательно за счет сетевых организаций сберегают то, что должны были бы потратить на покупку электроэнергии у сбытовой организации.
Таким образом, бездоговорное потребление электроэнергии по своей правовой природе является неосновательным обогащением. Рассматривать бездоговорное потребление как реализацию нельзя, поскольку исходя из положений п. 1 ст. 39 НК РФ под ней понимается передача права собственности, которая возможна только по воле передающей стороны. А бездоговорное потребление происходит без согласия сетевой организации по односторонней воле нарушителя.
Апелляционный суд также разъяснил, что расчет стоимости бездоговорного потребления не нацелен на определение фактического объема потребления (что и невозможно ввиду отсутствия приборов учета), а направлен, по сути, на создание максимально возможной финансовой нагрузки для лиц, потребляющих электроэнергию без договора. Указанный императивный механизм вместе с предоставлением сетевым организациям права взыскивать рассчитанную таким образом стоимость, по сути, имеет штрафной характер для должника и компенсационный для сетевой организации. Такой порядок ставит бездоговорных потребителей в худшее положение по сравнению с абонентами.
В результате апелляционный суд признал решение налоговиков о доначислениях НДС и налога на прибыль недействительным. Кассационный суд с выводами апелляции согласился.
Вердикт Верховного суда
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ поддержала решение судов апелляционной и кассационной инстанций, отметив следующее.
Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление, но не более чем за один год. Несмотря на то что обязательное наличие воли у лица, реализующего товары (работы, услуги) в качестве элемента нормативного определения, в п. 1 ст. 39 НК РФ не предусмотрено, при передаче (потреблении) электроэнергии в бездоговорном режиме юридически значимая для целей НДС реализация может иметь место только как при известности в соответствующем налоговом периоде лиц, потребивших ее, так и при однозначной установленности объема фактической передачи (получения) электроэнергии. Учет электрической энергии расчетным способом введен в гражданское законодательство для решения иных задач. В налоговом законодательстве в настоящее время отсутствуют нормы, допускающие исчисление для целей НДС реализованной электроэнергии расчетным способом.
В рассматриваемом деле доказательства объема фактической передачи (получения) электроэнергии в бездоговорном режиме лицами, потребившими ее в соответствующем налоговом периоде, отсутствуют. Таким образом, доначисления НДС, осуществленные налоговым органом, не могут быть признаны законными. Кроме того, как разъяснено в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, при определении налоговых последствий выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что, исходя из содержания п. 1 ст. 146 НК РФ, такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.