Разъяснены спорные вопросы в сфере госзакупок

| статьи | печать

В связи со вступлением в силу с 2022 г. поправок в законодательство о контрактной системе Минфин России выпустил разъяснения. В частности, об участии в закупках малого бизнеса, статусе уже утвержденных типовых условий контрактов и т.д.

Минфин России подготовил разъяснения о применении недавних поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Речь идет об информационном письме Минфина России от 14.02.2022 № 24‑01‑09/10138 «О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ».

Дело в том, что с 2022 г. вступили в силу поправки в Закон № 44-ФЗ. Они были внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В связи с этим потребовалось разъяснить вопросы, в том числе о заключении контрактов по результатам проведения совместных конкурсов или аукционов, о применении типовых контрактов, утвержденных до 2022 г., о последствиях признания открытого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся и т.д.

Участие малого бизнеса

Если в извещении об осуществлении закупки установлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, то в контракт включается условие о сроке оплаты. В частности, это должно быть условие об оплате в течение не более чем десяти рабочих дней. А если извещение будет размещено в единой информационной системе с 01.01.2023, то срок оплаты составит не более чем семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Требования к участникам закупок при закупках у единственного поставщика

При осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, предусмотренных в Законе № 44-ФЗ, заказчик предъявляет единые требования к участникам закупки. При внесении поправок, которые затронули эту норму, цель была урегулировать вопросы контроля за соблюдением законодательства. В частности, контроля, при котором соответствующие органы исходили из обязанности заказчика проверить соответствие участника закупки при осуществлении закупки любым способом, включая закупку у единственного поставщика, независимо от случая ее осуществления.

Минфин России указал, что обеспечение соответствия участников закупок единым требованиям при осуществлении закупок у единственного поставщика осуществляется заказчиком в прежнем порядке, применявшемся до вступления в силу поправок, в частности путем принятия заказчиком зависящих от него разумных и законных мер.

Типовые контракты, утвержденные до 2022 г.

Вопрос об утверждении типовых контрактов и типовых условий контрактов был передан Правительству РФ (вместо профильных федеральных министерств). В связи с этим после 01.01.2022 прежние типовые контракты и типовые условия контрактов сохранят силу, пока Правительство РФ не утвердит новые типовые условия. Исключение — прежние типовые условия не будут применяться, только если они противоречат действующим положениям Закона № 44-ФЗ. Например, это касается условий о сроке оплаты.

Последствия признания торгов несостоявшимися

Закупка у единственного поставщика по результатам несостоявшегося запроса котировок в электронной форме осуществляется без согласования с контрольным органом в сфере закупок.

Так, согласование с ФАС России предусмотрено исключительно для конкурсов и аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельные установленные Правительством РФ.