АС Московского округа в постановлении от 08.02.2022 № Ф05-35503/2021 по делу № А40-78613/2021 разобрался с тем, прерывается ли пятилетний срок владения акциями/долями преобразованного общества для целей применения нулевой ставки по налогу на прибыль при их реализации.
Суть дела
Компания приобрела в 2006— 2007 гг. акции АО. В 2017 г. АО было реорганизовано путем преобразования в ООО. Акции АО, принадлежащие компании, были обменяны на долю в ООО. В 2019 г. компания продала свою долю в ООО. Полагая, что владеет долей с момента покупки акций, компания применила при реализации доли нулевую ставку по налогу на прибыль.
Налоговики с этим не согласились. По их мнению, доля в ООО принадлежала компании со дня завершения реорганизации в форме преобразования АО, а не со времени приобретения акций АО. При этом налоговики сослались на п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно этой норме реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. В результате компании были доначислены налог на прибыль, штраф и пени.
Не согласившись с доначислениями, компания обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали компанию. Они указали, что действующее гражданское законодательство признает и доли участия в ООО, и акции формой выражения одного вида прав — корпоративных прав. С 1 сентября 2014 г. акции и доли в ООО являются формами корпоративных прав, в отличие от ранее действовавшего законодательства, где акции считались вещами, а доли участия в ООО, не относясь к ценным бумагам, признавались иным имуществом. Соответственно, преобразование хозяйственного общества изменяет обозначение корпоративных прав и их содержание (например, в вопросах пределов участия в управлении обществом), но не влечет прекращения одних и возникновения других прав. Гражданское законодательство не противопоставляет акции или доли участия в ООО. При преобразовании не изменяются объективные экономические характеристики прав участия в хозяйственном обществе. При преобразовании юридического лица корпоративные права его участников не прекращаются.
Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ) изложил п. 5 ст. 58 ГК РФ в новой редакции, в соответствии с которой при преобразовании юридического лица права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Данное правило действует с 1 сентября 2014 г.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 19.07.2016 № 310-КГ16-1802, по смыслу п. 5 ст. 58 ГК РФ юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу. При изменении организационно-правовой формы новое юридическое лицо не возникает, а меняется только его организационно-правовая форма.
В части 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ установлено, что впредь до приведения законодательных актов в соответствие с положениями ГК РФ они применяются постольку, поскольку не противоречат положениям ГК РФ в редакции данного Закона. Таким образом, преобразование не влечет прекращения реорганизованного и создания нового юридического лица, независимо от установленного порядка регистрации юридических лиц. Не влияет на этот вывод и порядок постановки организаций на учет в налоговых органах, который, как и порядок регистрации юридических лиц, не может изменить ГК РФ.
В результате суды пришли к выводу, что реорганизованное АО и ООО являются одним и тем же юридическим лицом. Следовательно, от преобразования АО в ООО срок обладания компанией правами участия в данной организации не прерывался. А значит, она вправе была применять нулевую ставку по налогу на прибыль при реализации доли.