На практике встречаются ситуации, когда в Перечне дорогих автомобилей модель авто прямо не названа, но есть схожие, отличающиеся комплектацией. Вопрос о том, как в этом случае должен исчисляться транспортный налог по такому авто — с повышающим коэффициентом или без, является спорным.
Правила для исчисления транспортного налога
По автомобилям налоговой базой по транспортному налогу является мощность двигателя в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Если автомобиль оборудован двигателем, который может работать на нескольких видах топлива (например, на бензине и газе), и его мощность зависит от применяемого топлива, для расчета транспортного налога учитывается максимальная паспортная мощность двигателя (письма Минфина России от 28.05.2018 № 03‑05‑05‑04/35819, ФНС России от 19.02.2019 № БС-4-21/2823).
В отношении дорогих авто, стоимостью от 3 млн руб., транспортный налог исчисляется с учетом повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). Размер коэффициента (от 1,1 до 3) зависит от стоимости авто и года их выпуска. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга (далее — Перечень). Модель, указанная в Перечне, может незначительно отличаться от модели, имеющейся у компании. Например, в Перечне может присутствовать модель особой серии (с пометкой «ОС»), а модель в стандартной комплектации отсутствовать. Нужно ли в этом случае при исчислении транспортного налога по авто со стандартной комплектацией применять повышающий коэффициент?
Позиция чиновников
Минфин России считает, что исчислять транспортный налог с учетом повышающего коэффициента нужно, если в Перечне содержится описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в меньшем объеме по сравнению со сведениями из ГИБДД МВД России о данной марке автомобиля, а также и в обратной ситуации. Эта позиция изложена в письме Минфина России от 12.07.2017 № 03‑05‑04‑04/44504 и доведена до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 18.07.2017 № БС-4-21/14024.
Руководствуясь вышеприведенной позицией, ФНС России в письме от 02.04.2018 № БС-4-21/6138 пришла к выводу, что расчет транспортного налога в отношении легкового автомобиля Mercedes-Benz S 400 4MATIC нужно производить с учетом повышающего коэффициента, поскольку в Перечне указан автомобиль «Mercedes-Benz S 400 4MATIC длинная база».
В письме Минпромторга России от 15.02.2019 № 9706/20, доведенном до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 20.02.2019 № БС-4-21/2913, рассмотрена ситуация с налогообложением автомобиля Lexus модели (версии) «LX 570 Luxury 21+». Чиновники указали, что в Перечне значится модель «LS 570 5.7 Premium+». Модель «LX 570 Luxury 21+» является более дорогой комплектацией, по сравнению с «LS 570 5.7 Premium+». Поэтому по ней транспортный налог нужно исчислять с учетом повышающего коэффициента.
А в письме от 27.02.2019 № БС-4-21/3503@ ФНС России привела разъяснения Минпромторга о соответствии Toyota Land Cruiser 150 Prado 2016 г. выпуска в исполнении «Elegance» Перечню. В Перечне в позиции 383 указана Toyota модели (версии) «LC150 4.0 Comfort». Поскольку Toyota Land Cruiser 150 Prado «Elegance» является более дорогим исполнением по отношению к «Comfort», данное транспортное средство, по мнению Минпромторга, можно отнести к позиции 383 Перечня.
Итак, исходя из позиции чиновников, даже если марка автомобиля прямо не названа в Перечне, но в нем присутствует аналогичная модель в другой комплектации, транспортный налог по автомобилю нужно исчислять с применением повышающего коэффициента.
Мнение судов
У судов нет единого подхода к рассматриваемому нами вопросу. Некоторые суды разделяют позицию чиновников. Так, в постановлении от 19.05.2021 № Ф05-9593/2021 по делу № А41-38807/2020 АС Московского округа рассмотрел ситуацию с налогообложением автомобиля Mercedes-Benz модели S 500 4MATIC. Суд указал, что в Перечне указана модель Mercedes-Benz S 500. На территории страны сертифицирована продажа трех версий данной модели. Поскольку в Перечне не указана конкретная версия модели Mercedes-Benz S 500, повышающий коэффициент нужно применять ко всем моделям, в том числе и к модели Mercedes-Benz S 500 4MATIC. Определением Верховного суда РФ от 15.09.2021 № 305-ЭС21-15339 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Еще один пример — постановление АС Северо-Западного округа от 25.07.2017 № Ф07-6217/2017 по делу № А13-8286/2016. Суд указал, что поскольку в Перечне назван Mercedes-Benz ML 350 и не указана конкретная версия, повышающий коэффициент подлежит применению ко всем версиям данной модели, в том числе и к Mercedes-Benz ML 350 Bluetec 4MATIC.
Но есть суды, которые придерживаются иной позиции.
Так, в постановлении от 23.04.2019 по делу № А65-23739/2018 АС Поволжского округа рассмотрел ситуацию, когда у компании имелся автомобиль Mercedes-Benz GLE 400 4MATIC, по которому она исчислила транспортный налог без повышающего коэффициента, поскольку в Перечне назван Mercedes-Benz GLE 400 4MATIC OC.
Суды трех инстанций поддержали компанию. Они указали, что Перечень является исчерпывающим и транспортный налог исчисляется с учетом повышающего коэффициента только в отношении тех легковых автомобилей, которые указаны в Перечне. Автомобиль марки Mercedes-Benz GLE 400 4MATIC отсутствует в Перечне. При таких обстоятельствах применение налоговым органом повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога в отношении спорного автомобиля не соответствует требованиям НК РФ.
Похожую ситуацию рассмотрел АС Московского округа в постановлении от 14.02.2022 № Ф05-35934/2021 по делу № А40-40762/2021. В этом деле компания исчислила транспортный налог по дорогостоящим автомобилям без повышающего коэффициента, поскольку данные модели в имеющейся комплектации в Перечне не названы. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налоговиков, которые считали, что спорные модели присутствуют в Перечне. Так, имеющийся у компании автомобиль Mercedes-Benz S 400 4MATIC соответствует описанию модели легкового автомобиля «Mercedes-Benz S 400 4MATIC длинная база», указанному в Перечне. Автомобили компании марки Toyota Land Cruiser 200 Excalibur и Toyota Land Cruiser 200 Elegance соответствуют описанию модели Toyota LC 200 4.5D Comfort, присутствующей в Перечне. При этом суды отметили, что согласно официальному сайту импортера автомобилей марки Toyota комплектации «Elegance» и «Excalibur» являются более дорогостоящими, чем комплектация «Comfort», указанная в Перечне, в связи с чем применение к спорным автомобилям повышающего коэффициента является обоснованным.
Кассационный суд с решением судов первой и апелляционной инстанций не согласился. Он указал, что подход судов является ошибочным, поскольку не соответствует позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 28.11.2017 № 34-П. Согласно ей законы о налогах должны быть конкретными и понятными, неопределенность же норм налогового законодательства может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу плательщика налога или сбора. Неопределенность налоговых норм может приводить как к нарушению прав налогоплательщиков, так и к уклонению от исполнения конституционной обязанности по уплате налога.
В результате кассационный суд отправил дело на новое рассмотрение с указанием судам учесть вышеприведенную позицию Конституционного суда РФ.