Совет Федерации 26 апреля 2022 г. одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон). Поправки касаются, в частности, сохранения режима налоговой тайны, учета заявленной в уточненной декларации суммы налога к уплате в расчетах налогоплательщика с бюджетом. За исключением отдельных положений, Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Налоговая тайна
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в подп. 1—14 п. 1 ст. 102 НК РФ.
В целях обеспечения передачи налоговыми органами сведений о доходах физических лиц, составляющих налоговую тайну, органам субъектов РФ, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, и в ПФР для определения права граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) ст. 102 НК РФ с 1 августа 2022 г. дополняется новым п. 2.3. Им предусмотрено, что не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов). По выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Указанное согласие направляется в налоговый орган в электронной форме. Формат и порядок направления согласия, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме утверждаются ФНС России.
Также внесены изменения в п. 10 ст. 102 НК РФ, который распространяет положения ст. 102 НК РФ в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений на сведения о доходах физических лиц, поступившие с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Старая редакция данной нормы касалась только сведений о доходах физических лиц, поступивших органам субъектов РФ, уполномоченным в сфере социальной защиты населения. В новой редакции также говорится и о сведениях, поступивших Пенсионному фонду. При этом уточнено, что речь идет о сведениях о доходах физических лиц, поступивших в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и направляемых в порядке, определенном Правительством РФ.
Уточненная декларация
Пунктом 1 ст. 81 НК РФ установлено, что, если в поданной в налоговый орган декларации налогоплательщик обнаружил недостоверные сведения и ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он вправе представить уточненную декларацию.
В такой ситуации неясно было, как учитывать сумму налога, подлежащую уплате, в состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом. Ведь, с одной стороны, данная сумма уже учтена на основании первоначальной декларации и в уточненной декларации ее размер не меняется. Но, с другой стороны, налоговый орган обязан провести камеральную проверку уточненной декларации, в ходе которой будет проверяться в том числе и сумма налога к уплате.
Теперь эта неясность устранена. Пункт 1 ст. 81 НК РФ дополнен положением, что при представлении вышеуказанной уточненной декларации налогоплательщиком, в отношении которого не проводится налоговый мониторинг, сумма налога, подлежащая уплате на основании такой уточненной налоговой декларации, учитывается налоговым органом в состоянии расчетов указанного налогоплательщика с бюджетной системой РФ по результатам камеральной проверки такой уточненной налоговой декларации или по истечении срока ее проведения, установленного ст. 88 НК РФ.
Данное положение вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона и применяется в отношении деклараций (расчетов), представленных после дня вступления положения в силу.
Международные холдинговые компании
Пункт 4 ст. 24.2 НК РФ содержит список международных компаний, в отношении которых не применяются условие признания международной компании международной холдинговой компанией, установленное подп. 3 п. 1, подп. 4 п. 1.1 ст. 24.2 НК РФ, и случай утраты статуса международной холдинговой компании, установленный подп. 2 и 2.1 п. 2 ст. 24.2 НК РФ.
Новым подп. 4 в него добавлены международные компании, в которых в отношении одного или нескольких их контролирующих лиц, совокупная доля прямого и (или) косвенного участия которых по состоянию на дату регистрации соответствующей международной компании в порядке редомициляции составляла не менее 25%, после указанной даты действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства либо государственного объединения и (или) союза, заключающиеся в установлении запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, запретов или ограничений на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей в уставных капиталах).
Для применения положений настоящего подпункта в отношении таких контролирующих лиц в ИФНС в порядке и сроки, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 24.2 НК РФ, должны быть представлены сведения, предусмотренные подп. 1—3 п. 5 ст. 24.2 НК РФ, с указанием доли их участия в международной компании, указанной в настоящем подпункте, по состоянию на дату регистрации этой международной компании в порядке редомициляции.
Данная поправка вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона.
Налоговый учет
Внесены изменения в п. 4.9 ст. 83 НК РФ, а также в п. 2, 3, 5 и 5.1 ст. 84 НК РФ. В новой редакции этих норм слова «организации, признаваемой банком в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован» заменены на «иностранной организации», а «корреспондентский счет» заменен на «счет». Теперь эти нормы регулируют вопросы постановки и снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в связи с открытием такой организации счета в российском банке.