Второй кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 10.03.2022 по делу № 88-4622/2022 объяснил, почему невозможно взыскать с работника выплаченную ему при увольнении по соглашению сторон компенсацию.
Суть дела
Работница трудилась в компании в должности заместителя генерального директора. В связи с уменьшением объема работ, сложным экономическим положением предприятия генеральный директор обратился к работнице с письменным предложением об увольнении по соглашению сторон. В предложении было указано, что в случае согласия с работницей будет заключено соглашение об увольнении с компенсационной выплатой и она будет уволена по вышеуказанному основанию.
Работница согласилась. С ней заключили соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон и выплатили оговоренную компенсацию.
После увольнения компания посчитала, что произведенная работнице денежная выплата не предусмотрена ни трудовым договором, ни локальным актом компании. По мнению компании, размер компенсации, предусмотренный условиями трудового договора, не может носить произвольный характер и нарушать законные интересы организации, других работников и иных лиц, включая собственника имущества организации, а должен соответствовать действующей в организации системе оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами, принятыми в соответствии с трудовым законодательством. Компания обратилась в суд с требованием признать пункт соглашения о расторжении трудового договора о выплате компенсации недействительным и обязать работницу вернуть выплаченную ей сумму.
Решение судов
Суд первой инстанции удовлетворил требования компании. Руководствуясь положениями ст. 178, 183 ТК РФ, Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», суд исходил из того, что при прекращении трудового договора по соглашению сторон выплата работнику выходного пособия законом не предусмотрена. Локальные нормативные акты компании и заключенный сторонами трудовой договор также не содержат условий о выплате денежной компенсации работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон. Таким образом, условие соглашения о расторжении трудового договора, предусматривающее выплату компенсации, нарушает требования законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Апелляционный и кассационный суды с этим не согласились. Со ссылкой на положения ст. 8 Конвенции № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы», ст. 10, 137 ТК РФ, ст. 1102, подп. 3 ст. 1109 ГК РФ суд апелляционной инстанции указал на недопустимость возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. В рассматриваемой ситуации счетная ошибка и недобросовестность в действиях работницы отсутствуют.
В результате решение суда первой инстанции было отменено и компании отказано в удовлетворении ее требований.
К аналогичным выводам пришел и Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 07.06.2021 № 88-11363/2021 по делу № 2-950/2020, отказывая в удовлетворении исковых требований компании о взыскании с работника денежных средств, полученных им в качестве выходного пособия при увольнении по соглашению сторон.