На публичное обсуждение вынесен очередной законопроект о землеустройстве. Его разработчик — Минсельхоз России. Многие положения этого законопроекта связаны с необходимостью регулировать сельскохозяйственные земли. Так, предлагается разрабатывать наряду с документами территориального планирования землеустроительную карту (схему). Этим будут заниматься органы государственной власти субъектов РФ и муниципальные образования. Кроме того, могут появиться сельскохозяйственные регламенты, в которых будут указывать виды разрешенного использования сельскохозяйственных земель.
Минсельхоз России разработал законопроект «О землеустройстве». Он размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов под ID 02/04/04-22/00126300 (далее — законопроект). Публичное обсуждение законопроекта продлится до 08.06.2022.
Зачем нужны поправки?
На данный момент землеустройство регулируется положениями ЗК РФ, а также Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Закон о землеустройстве).
В этих законах указано, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Разработчики законопроекта посчитали, что такое правовое регулирование не дает надлежащего представления о месте землеустройства в организации землепользования, освоении, рациональном использовании и охране земель. Так, землеустроительные работы необоснованно стали приравниваться к кадастровым работам, работы по зонированию и планированию использования земель — к градостроительной деятельности.
Кроме того, планирование и организация использования земель сельскохозяйственного назначения регулируются исключительно положениями ГрК РФ, целями которого является деятельность, направленная на развитие территорий и связанная с застройкой городов и иных поселений, межселенной территории, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории. При этом территориальное планирование не учитывает характеристики земель сельскохозяйственного назначения в качестве производственного и природного ресурса. Из-за этого в документах территориального планирования отсутствуют границы земель сельскохозяйственного назначения, границы ценных и особо ценных продуктивных земель.
Также разработчики законопроекта указали, что на данный момент проблема еще и в том, что не определена государственная политика в области землеустройства. Это имеет особое значение для земель сельскохозяйственного назначения.
Землеустроительные карты (схемы)
В законопроекте предлагается разрабатывать наряду с документами территориального планирования землеустроительную карту (схему). Это землеустроительный документ планирования рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения на территории РФ, административного территориального образования, его части, подготовленный с учетом социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий, создания и совершенствования инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учета интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и их объединений, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (п. 17 ст. 1 законопроекта). Землеустроительную карту (схему) будут разрабатывать органы власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (ст. 36, 38 законопроекта).
Так, землеустроительная карта (схема) субъекта РФ должна содержать:
-
межотраслевое распределение земель по категориям, угодьям и формам собственности;
-
размещение объектов агропромышленного комплекса регионального значения;
-
размещение объектов капитального строительства, мелиоративных систем, дорожной сети и других объектов производственной и социальной инфраструктуры (п. 2 ст. 36 законопроекта).
В карту (схему) землеустройства муниципального образования будут включать:
-
положение о планировании рационального использования земель и их охраны;
-
карту планируемого размещения объектов капитального строительства в сфере агропромышленного комплекса, не являющихся объектами местного значения, а также объектов местного значения в сфере агропромышленного комплекса, не отображенных в схеме территориального планирования муниципального образования;
-
карту организации рационального использования и охраны земель муниципального образования (п. 1 ст. 38 законопроекта).
Сельскохозяйственное территориальное зонирование
В законопроекте предусмотрено сельскохозяйственное территориальное зонирование, которое определяет границы сельскохозяйственных территориальных зон по пригодности земель сельскохозяйственного назначения для использования в сельскохозяйственном производстве. Эти границы устанавливаются по административным границам муниципальных образований, границам полос отвода объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, естественным границам природных объектов, границам земельных участков и иным границам (п. 16 ст. 1, ст. 40 законопроекта).
Для каждой сельскохозяйственной территориальной зоны будут утверждаться правила сельскохозяйственного землепользования, являющиеся видом землеустроительной документации.
К зонам сельскохозяйственного использования относятся:
-
зоны земель сельскохозяйственного назначения, за исключением сельскохозяйственных угодий и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения;
-
зоны земель сельскохозяйственных угодий;
-
зоны особо ценных земель сельскохозяйственного назначения (п. 3 ст. 41 законопроекта).
Правила сельскохозяйственного землепользования
Также предполагается разработка правил сельскохозяйственного землепользования, включая сельскохозяйственный регламент, которая осуществляется с учетом результатов процедур публичных обсуждений. В правилах сельскохозяйственного землепользования будут установлены правила использования земель в границах зон сельскохозяйственного использования, сельскохозяйственные регламенты, а также порядок применения документа и внесения в него изменений (п. 12 ст. 1 законопроекта).
Правила сельскохозяйственного землепользования включают в себя:
-
карту сельскохозяйственного территориального зонирования земель сельскохозяйственного назначения;
-
сельскохозяйственный регламент;
-
паспорт качества почв;
-
карту планируемого размещения сельскохозяйственных угодий;
-
карту границ земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования) и иных земель в случаях, определенных иными федеральными законами;
-
карту почвенных контуров;
-
карту агропроизводственных групп земель сельскохозяйственного назначения;
-
технику и технологию орошения на мелиорированных землях;
-
карту мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
-
проект мелиорации земель (при наличии) (ст. 42 законопроекта).
Сельскохозяйственный регламент
В сельскохозяйственном регламенте будут указывать виды разрешенного использования земель на основании их принадлежности к категории земель сельскохозяйственного назначения, целевого назначения и в соответствии с правилами сельскохозяйственного землепользования, в пределах границ соответствующей сельскохозяйственной зоны. Изменение видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья, будет происходить на основании проекта организации рационального использования и охраны земель
На земельных участках, в отношении которых действует сельскохозяйственный регламент, будут запрещены строительство зданий, сооружений, и виды деятельности, не предусмотренные таким регламентом (ст. 46 законопроекта).