Предусмотрено, в каком порядке и в какие сроки антимонопольный орган будет принимать решения по делам о нарушениях, связанных с запретом на рекламу в интернете на территории России в случае запрета Роскомнадзора.
Правительство РФ утвердило постановление от 07.05.2022 № 827 «О внесении изменений в Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе». Оно вступило в силу 19.05.2022.
Дело в том, что в июле 2021 г. были приняты изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — Закон о рекламе (поправки внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“»). В них было предусмотрено право Правительства РФ устанавливать в отношении дел в связи с нарушением ч. 10.4 ст. 5 и п. 11 ст. 7 Закона о рекламе особенности рассмотрения таких дел в части подведомственности, порядка рассмотрения заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства о рекламе, возбуждения, рассмотрения дела и принятия по нему решений.
В частности, речь шла о делах в связи с запретом рекламы иностранных лиц, осуществляющих деятельность в интернете на территории РФ, и их информационных ресурсов в качестве объектов рекламирования, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, в случае принятия Роскомнадзором решения о запрете на распространение такой рекламы и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в интернете на территории РФ. Проще говоря, это дела о том, когда на иностранных сайтах размещается реклама, направленная на российских потребителей, несмотря на запрет Роскомнадзора.
В целях реализации этих норм Правительство РФ внесло изменения в Правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении рекламы.
Так, Роскомнадзор может подать в антимонопольный орган заявление о принятии решения о запрете на распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, на информационном ресурсе иностранного лица и включении информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в интернете на территории России.
При выявлении и фиксации антимонопольным органом факта распространения рекламы, содержащей признаки нарушения ч. 10.4 ст. 5 или п. 11 ст. 7 Закона о рекламе, антимонопольный орган размещает на своем сайте имеющиеся сведения о рекламодателе, рекламораспространителе, которые, по его мнению, определили объект рекламирования такой рекламы или распространили такую рекламу и в отношении которых может быть принято решение. Это нужно в целях обеспечения возможности заинтересованным лицам представить возражения по поводу отнесения их к рекламодателю или рекламораспространителю.
Возражения нужно подать в течение пяти рабочих дней со дня размещения таких сведений. При поступлении от заинтересованных лиц, сведения о которых размещены на официальном сайте антимонопольного органа, возражений по вопросу отнесения их к рекламодателю или рекламораспространителю, подтвержденных соответствующими доказательствами, антимонопольный орган вправе принять меры, направленные на уточнение сведений о рекламодателе или рекламораспространителе. Для этого антимонопольный орган вправе запросить необходимые документы, получить объяснения заинтересованных лиц по обстоятельствам распространения рекламы.
Кроме того, антимонопольный орган по ходатайству заинтересованных лиц, а также по собственной инициативе вправе принять решение о получении объяснений заинтересованных лиц путем использования систем видео-конференц-связи (при наличии технической возможности).
При принятии мер, направленных на уточнение сведений о рекламодателе или рекламораспространителе, антимонопольный орган откладывает принятие решения по делу. Об этом он должен уведомить заявителя в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления возражений.
При поступлении в антимонопольный орган заявления Роскомнадзора о таком нарушении определение о назначении дела к рассмотрению не выносится, а решение по делу принимается без участия нарушителя. Решение будет изготовлено:
-
в срок не менее пяти рабочих дней и не более семи рабочих дней со дня размещения на официальном сайте антимонопольного органа либо
-
в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления в антимонопольный орган уточненных сведений о рекламодателе или рекламораспространителе, если антимонопольный орган принял меры для уточнения сведений.