ВС РФ в 2005 г. решил, что срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. Но некоторые суды не соглашались с этой позицией и считали срок давности со дня совершения или обнаружения правонарушения. С этой проблемой пришлось разбираться КС РФ. Он указал, что позиция ВС РФ неверная. Пока в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не внесут изменения, нужно исходить из того, что срок давности по административным делам считается со дня совершения правонарушения.
КС РФ принял постановление от 17.05.2022 № 19-П/2022 по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой. В нем он разъяснил, с какой даты нужно считать срок давности при привлечении к административной ответственности. Несмотря на то, что в этом деле обстоятельства были связаны с привлечением к ответственности физического лица, позиция КС РФ должна применяться и к юридическим лицам.
Суть дела
Водитель автомобиля попал в ДТП. Это произошло 22.12.2020. Управляя автомобилем, водитель создал помеху автобусу. Столкновения транспортных средств удалось избежать, однако из-за резкого торможения в салоне автобуса упали пассажиры, один из которых сломал руку. Кроме того, водитель автомобиля покинул место происшествия. Инцидент был квалифицирован как дорожно-транспортное происшествие, произошедшее по вине водителя автомобиля.
Мировой судья признал водителя виновным в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием). Ему было назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на один год.
Водитель не согласился с постановлением мирового судьи и оспорил его. Помимо прочего, он указывал, что судебный акт был вынесен по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Районный суд оставил постановление мирового судьи без изменения. Также он не согласился с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Суд сослался на разъяснения ВС РФ о том, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», далее — Постановление ВС РФ № 5).
Вышестоящие суды согласились с этой позицией. Они также сочли, что срок давности привлечения заявителя к административной ответственности на момент принятия мировым судьей обжалуемого судебного акта не истек.
Обжалование в КС РФ
Заявитель считал, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения. По его мнению, это непосредственно следовало из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Однако суды ошибочно исчислили срок со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, в результате чего заявителя привлекли к административной ответственности по истечении трех месяцев и одного дня, то есть за пределами установленного срока давности.
В связи с этим заявитель подал жалобу в КС РФ. Он просил признать ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ несоответствующей Конституции РФ, поскольку она содержит неопределенность в вопросе об исчислении срока давности привлечения к административной ответственности. В частности, эта норма не позволяет однозначно установить, с какого дня должно начинаться исчисление данного срока и, соответственно, в какой день он должен считаться истекшим.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за отдельные виды административных правонарушений, указанные в данной норме, — по истечении одного, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения.
Решение КС РФ
КС РФ признал ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ неконституционной в той части, в какой срок давности по административным правонарушениям считают со дня, следующего за днем совершения правонарушения. Законодатель должен незамедлительно принять меры по устранению неопределенности содержания этой нормы в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный ею срок давности привлечения к административной ответственности.
До внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений исчисление срока давности привлечения к административной ответственности должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения
Решения по делу заявителя подлежат пересмотру.
Позиция КС РФ
Исходя из смысла ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ вполне допустимо считать, что днем, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является, по общему правилу, день совершения (обнаружения) административного правонарушения. Следовательно, по истечении этого срока, отсчитываемого именно со дня совершения (обнаружения) правонарушения, производство по делу об административном правонарушении исключается. То есть оно не может быть начато, а начатое должно быть прекращено (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Такой подход принципиально не опровергается ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, поскольку в силу прямого указания, содержащегося в примечании к этой статье, ее положения не подлежат применению, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Системный анализ позволяет избежать неопределенности относительно правил исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, так как совместная интерпретация норм означает, что данный срок должен начинать исчисляться со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
Однако такое понимание правил исчисления срока давности привлечения к административной ответственности не находит поддержки у ВС РФ. Он разъяснил, что срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Об этом указано в п. 14 Постановления ВС РФ № 5.
После издания Постановления ВС РФ № 5 судебная практика не стала единообразной в вопросе определения начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности. Встречаются решения судов с другой позицией, согласно которой срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения (Определение СКЭС ВС РФ от 04.04.2017 № 305-АД16-16921, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2018 № Ф07-13080/2018, Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 № 16-2672/2021, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2021 № 16-7064/2021 и др.).
Это подтверждает, что, вопреки предпринятым ВС РФ усилиям, до настоящего времени не сложилась единообразная практика по вопросу, касающемуся правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, а потому при привлечении физических и юридических лиц к данному виду публично-правовой ответственности не исключается произвольное определение дня, с которого начинается исчисление указанных сроков.
Также КС РФ отметил, что выявления в действующем законодательстве одного лишь нарушения требования определенности правовой нормы вполне может быть достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции РФ.