Опубликован Федеральный закон от 28.05.2022 № 143-ФЗ, которым внесены поправки в ГК РФ в части интеллектуальной собственности. Так, больше нельзя будет зарегистрировать в качестве товарных знаков обозначения, которые включают воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров. Таким образом, отказ в регистрации последует в том случае, если бренд может ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товара. Но нужно отметить, что сами поправки вступят в силу только через год после официального опубликования нового закона, то есть 29.05.2023.
Президент РФ подписал Федеральный закон от 28.05.2022 № 143-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Этим законом в ГК РФ внесена поправка, в которой предусмотрен запрет на регистрацию в качестве товарного знака обозначений, которые являются ложными или могут ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара. Однако эти поправки вступят в силу только через год, а именно 29.05.2023.
Так, теперь в п. 7 ст. 1483 ГК РФ будет указано, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения:
-
включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с ГК РФ, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении однородных товаров. Исключение — если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара;
-
включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с ГК РФ, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении неоднородных товаров, если использование этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с такими географическим указанием или наименованием места происхождения товара и может ущемить законные интересы обладателя исключительного права на такие географическое указание или наименование места происхождения товара.
Кроме того, поправками заменили понятие «сходное с ними до степени смешения» на «включающее, воспроизводящее или имитирующее». Поэтому теперь указано, что правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемые географическое указание или наименование места происхождения товара либо обозначение, включающее, воспроизводящее или имитирующее зарегистрированные географическое указание или наименование места происхождения товара. А если введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления таких обозначений (п. 1 ст. 1537 ГК РФ). Ранее в этом пункте шла речь об обозначениях, «сходных до степени смешения».