Правообладатели, которые попали под новые требования, смогут получать платежи за использование результатов интеллектуальной деятельности только в рублях и только на специальный счет типа «О».
Президент РФ подписал Указ от 27.05.2022 № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями» (далее — Указ № 322). Он вступил в силу 27.05.2022. В документе установлен временный порядок исполнения денежных обязательств правообладателям результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
В частности, теперь вознаграждение и другие платежи нужно будет отправлять определенным правообладателями на специальный счет типа «О», который ведется в рублях.
На этот счет нужно перечислить и те платежи, которые в нарушение срока исполнения должником обязательств перед правообладателем не были перечислены ему на день официального опубликования, то есть на 27.05.2022 (п. 2 Указа № 322). Также на рублевый счет типа «О» будут перечислять платежи по лицензионным договорам, сублицензионным договорам, договорам о передаче полномочий по управлению правами (в том числе заключенным организацией по управлению правами на коллективной основе) и иным договорам, предусматривающим выплату вознаграждения за результаты интеллектуальной деятельности (п. 4 Указа № 322).
Какие правообладатели попали под новые требования?
Новые требования касаются следующих правообладателей:
-
иностранных лиц, связанных с недружественными государствами (в том числе если они имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), а также лиц, которые находятся под контролем лиц из недружественных государств, независимо от их регистрации или места преимущественного ведения хозяйственной деятельности;
-
правообладателей, которые публично поддерживают санкции против России;
-
правообладателей, которые запретили после 23.02.2022 использовать на территории России результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (даже если одному лицу);
-
правообладателей, которые прекратили, приостановили или существенно ограничили после 23.02.2022 на территории РФ работу, если эти действия были обусловлены иностранными санкциями либо иными причинами, не связанными с экономической целесообразностью;
-
правообладателей, которые совершили публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ, либо публично распространили под видом достоверных сообщений заведомо ложную информацию в целях дискредитации Вооруженных Сил РФ;
- правообладателей, которые распространяли информацию, оскорбляющую человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающую явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или госорганам (п. 1 Указа № 322).
Как открыть счет типа «О»?
Правообладатель может открыть только один счет типа «О». Для этого нужно направить заявление в уполномоченный банк (перечень таких банков будет определен позже). Личное присутствие необязательно (п. 5, 6 Указа № 322). Затем правообладатель должен сообщить эти реквизиты должнику.
Уполномоченный банк проводит идентификацию правообладателя, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (п. 6 Указа № 322).
Как платить иностранным правообладателям?
Если деятельность правообладателя предполагает заключение договоров с любым обратившимся к нему лицом, то он обязан опубликовать сведения о реквизитах специального счета типа «О» на своем сайте и обеспечить техническую возможность внесения должниками платежей на специальный счет типа «О» (п. 8 Указа № 322).
Правообладатель может дать должнику письменное согласие (в том числе с использованием электронных либо иных технических средств) на внесение платежа на специальный счет типа «О». Такое согласие может быть дано как в отношении отдельного платежа, так и в отношении всех платежей, совершаемых должником (п. 10 Указа № 322).
Если правообладатель не дал письменного согласия на внесение платежа на специальный счет типа «О», должник вправе не осуществлять платеж до момента получения такого согласия. При этом должник не будет считаться нарушившим обязательства и с него нельзя будет потребовать неустойку и другие санкции (п. 11 Указа № 322).
А если правообладатель опубликовал сведения о спецсчете на сайте, будет считаться, что он дал письменное согласие (п. 11 Указа). Независимо от того, дал ли правообладатель письменное согласие, внесение должником платежа на специальный счет типа «О» признается надлежащим исполнением должником обязательств. Обязательства, выраженные в иностранной валюте, признаются исполненными, если на специальный счет внесен платеж в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте (независимо от того, в какой валюте выражена такая стоимость) и рассчитанной по курсу Банка России, установленному на день, когда был произведен платеж (п. 13 Указа № 322).
Можно ли забрать деньги со счета «О»?
Списание денег со специального счета «О» на другие счета не допускается. Но можно обратиться за разрешением в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Заявление о выдаче разрешения могут подать правообладатель или должник (п. 14, 15 Указа № 322).
Есть ли исключения из новых требований?
Положения Указа № 322 не применяются:
1.К договорам, предметом которых является предоставление правообладателями права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, необходимых:
-
для ввоза или производства в РФ лекарственных средств, медицинских изделий, промышленной и сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов;
-
для оказания услуг связи и услуг по пропуску трафика;
-
для создания и использования в России программ, баз данных, информационных систем и центров обработки данных.
2. К платежам, не превышающим 100 тыс. руб. (или эквивалент в иностранной валюте), которые оплачивают физические лица для личных нужд.
3. К правообладателям из недружественных государств, которые надлежащим образом исполняют свои обязанности по договорам, заключенным с должниками (п. 17 Указа № 322).