Госдума 9 июня 2022 г. приняла и передала в Совет Федерации правительственный законопроект № 1184603-7, вносящий изменения в первую и вторую части Налогового кодекса. Поправки предусматривают введение механизма налогового вычета в отношении ряда налогов, подлежащих уплате участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в целях возмещения его затрат в рамках реализации инвестиционного проекта.
Поправки в первую часть НК РФ вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона, а поправки во вторую часть НК РФ — с 1 января 2023 г.
Налогоплательщик — участник СЗПК
Новой ст. 25.17 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиком — участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) будет признаваться организация, заключившая в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее — Закон № 69-ФЗ) соглашение о защите и поощрении капиталовложений, сведения о котором включены в реестр таких соглашений.
Статус налогоплательщика — участника СЗПК приобретается со дня включения сведений о заключении соглашения в реестр. Утрата статуса происходит с даты прекращении действия соглашения. А если соглашение расторгается по основаниям, предусмотренным ч. 13 и 14 ст. 11 Закона № 69-ФЗ, или признается недействительным в соответствии с гражданским законодательством, утрата статуса налогоплательщика — участника СЗПК происходит с даты получения этого статуса. В этом случае налогоплательщик должен будет восстановить и перечислить в бюджет с начислением пеней суммы налогов, не уплаченных в связи с применением налоговых вычетов.
Общие вопросы применения налоговых вычетов
Согласно положениям новой ст. 25.18 НК РФ, налогоплательщик — участник СЗПК вправе будет уменьшать подлежащие уплате в бюджет суммы налогов (авансовых платежей по налогам) на налоговые вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым Законом № 69-ФЗ предусмотрено предоставление мер государственной поддержки (далее — налоговый вычет для СЗПК).
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет от имени РФ подписывать СЗПК и представлять в ФНС России уведомление о налоговом вычете для СЗПК по форме, утверждаемой Правительством РФ. В нем, в частности, будут указываться общая сумма затрат, которые подлежат возмещению, и распределение сумм налоговых вычетов для СЗПК по налогам.
В течение 10 дней со дня получения уведомления ФНС России должна будет направить его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК.
Налог на прибыль
Новой ст. 288.4 НК РНФ устанавливаются особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками — участниками СЗПК.
Так, налоговая база по деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК, должна определяться отдельно от налоговой базы, по другим видам деятельности. Если налогоплательщик является участником нескольких СЗПК, налоговая база по каждому соглашению должна определяться отдельно.
Убыток, полученный по деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК, может быть перенесен на будущее в соответствии с порядком, установленным ст. 283 НК РФ, в уменьшение налоговой базы по деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом только этого соглашения.
Налогоплательщик — участник СЗПК вправе будет уменьшить суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении налоговой базы по деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК, на сумму налогового вычета для СЗПК, указанную в уведомлении о налоговом вычете для СЗПК.
Если у налогоплательщика есть обособленные подразделения, уменьшается только налог, подлежащий уплате в бюджет того субъекта РФ, который является стороной СЗПК. Данное ограничение не распространяется на налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет. При наличии оснований у налогоплательщика — участника СЗПК применять пониженные ставки по налогу налоговый вычет для СЗПК применяется к сумме налога (авансового платежа по налогу), рассчитанной с учетом применения этих ставок.
В результате применения налогового вычета для СЗПК сумма налога (авансового платежа по налогу) может быть снижена до нуля. Налоговый вычет для СЗПК будет применяться начиная с налогового периода, следующего за годом представления уведомления в ФНС России.
Неиспользованная часть налогового вычета для СЗПК будет уменьшать сумму налога (авансового платежа по налогу) в последующие отчетные (налоговые) периоды, если применение налогового вычета в этих периодах предусмотрено уведомлением.
Уменьшать налог (авансовый платеж по налогу) можно будет до наступления хотя бы одного из следующих оснований:
- общая сумма налога (авансового платежа по налогу), не уплаченная в связи с применением налогового вычета для СЗПК, стала равна сумме, отраженной в уведомлении применительно к налогу, зачисляемому в соответствующий бюджет;
- истек срок применения налогового вычета для СЗПК, указанный в уведомлении;
- налогоплательщик утратил статус участника СЗПК.
Налог на имущество и земельный налог
Применение налоговых вычетов для СЗПК по налогу на имущество и земельному налогу будет регулироваться положениями новых ст. 382.1 и 396.1 НК РФ. Так, уменьшать налог на имущество можно будет только в отношении имущества, созданного (построенного), модернизированного, реконструированного в рамках реализации инвестиционного проекта, который предусмотрен СЗПК, и используемого при реализации указанного инвестиционного проекта. А земельный налог можно будет уменьшать в отношении земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта, предусмотренного СЗПК.
Принципы применения налоговых вычетов такие же, как и по налогу на прибыль.
НДПИ
В пункт 4.3 ст. 5 НК РФ внесено дополнение. Им предусмотрено, что в отношении налогоплательщика, являющегося стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, одной из сторон которого также является РФ, и реализующего новый инвестиционный проект в сфере добычи руд цветных металлов (золота) с объемом капитальных вложений не менее 300 млрд руб., включенного в реестр участников региональных инвестиционных проектов, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения или отмены порядка определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.