АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 01.06.2022 № Ф04-1836/2022 по делу № А75-13825/2021 разобрался с тем, является ли ошибочное объединение в декларации по НДС данных двух счетов-фактур контрагента в один основанием для отказа в вычете и доначислении налога.
Суть дела
В ходе камеральной проверки декларации по НДС инспекция установила, что компанией по одному из счетов-фактур НДС заявлен к вычету в большем размере, чем отражен у контрагента по этому же счету-фактуре. Инспекция направила запросы о представлении пояснений в адрес контрагента и компании.
В ответ на запрос контрагент подтвердил достоверность сведений, отраженных им в декларации, а компания пояснила, что ошибочно объединила показатели двух счетов-фактур контрагента в один и представила эти счета-фактуры, а также письмо контрагента, которым он подтвердил выставление этих счетов-фактур в адрес компании.
По результатам камеральной проверки инспекция доначислила компании НДС, пени и штраф в связи с применением в завышенном размере налогового вычета по счету-фактуре.
Компания обратилась в суд.
Решение судов
Мнения судов разошлись. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налоговиков. Ссылаясь на положения ст. 45, 80, 82, 88, 169, 171, 172, 174 НК РФ и правовые позиции, изложенные в постановлениях Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10963/06, от 30.10.2007 № 8686/07 и Определении Конституционного суда РФ от 15.02.2005 № 93-О, они пришли к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщиком не соблюден порядок реализации права на заявление налогового вычета по НДС.
Изменения в книгу покупок компания до конца проверки и вынесения оспариваемого решения не внесла, уточненную декларацию по НДС не представила. Пояснения с указанием корректных данных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в инспекцию не направила.
Суды указали, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика и носит заявительный характер, в силу чего у инспекции не было оснований полагать, что налогоплательщик воспользовался своим правом на налоговый вычет по счету-фактуре, который не отражен в его книге покупок.
Кассационный суд с этим не согласился. Он указал, что в результате технической ошибки компанией в книге покупок отражен один счет-фактура вместо двух счетов-фактур, выставленных контрагентом на ту же общую сумму. То есть налогоплательщиком ошибочно были объединены суммы по двум выставленным контрагентом счетам-фактурам с фактическим указанием лишь одной из них. В налоговой декларации по НДС компания в состав налоговых вычетов включила общий НДС по двум счетам-фактурам, при этом в разделе 8 декларации были указаны реквизиты только одного из них. Тем самым налогоплательщиком, действительно, в нарушение норм главы 21 НК РФ и положений, касающихся порядка заполнения налоговой декларации по НДС и книги покупок, было допущено неправильное заполнение книги покупок и раздела 8 налоговой декларации по НДС.
Однако в рассматриваемом случае является необоснованным вывод судов о том, что допущенные компанией нарушения привели к возникновению задолженности налогоплательщика перед бюджетом по результатам камеральной налоговой проверки. Отражение компанией в книге покупок НДС, подлежащего вычету по взаимоотношениям с контрагентом, одной суммой не привело к занижению подлежащего уплате в бюджет налога. Налоговому органу были представлены первичные документы, подтверждающие право на вычет по НДС в спорной сумме, которая заявлена в налоговой декларации, в связи с чем ссылка судов на вышеуказанные судебные акты ВАС РФ и КС РФ является необоснованной.
В результате кассационный суд пришел к выводу, что ошибки (небрежность), допущенные компанией при заполнении книги покупок, с учетом результатов проведенных инспекцией мероприятий налогового контроля, не являются основанием в рассматриваемом случае для доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафа по ст. 122 НК РФ.