Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 06.06.2022 № 88-15011/2022 рассмотрел вопрос, связанный с законностью отказа в приеме на работу, если на собеседовании предъявили требования о наличии стажа работы, не указанные в вакансии.
Суть дела
Компания направила в центр занятости сведения о наличии вакантных должностей, среди которых была должность психолога социальной сферы. Вакансии были размещены на портале «Работа в России», но из-за технической ошибки требование о стаже работы не менее двух лет в вакансии психолога не отразилось.
На вакансию откликнулся соискатель. Он пришел на собеседование, где ему были разъяснены предъявляемые по вакантной должности требования о наличии опыта работы психологом не менее двух лет и предложено сообщить информацию о себе, о полученном образовании. Соискатель заполнил выданную ему анкету и передал ее вместе со скриншотом о вакансии, где требований о стаже работы психологом нет.
Через несколько дней ему сообщили об отклонении его кандидатуры на должность психолога. Тогда соискатель обратился с заявлением о приеме на работу в чем ему было отказано в связи с отсутствием соответствующего опыта работы.
Посчитав отказ неправомерным, соискатель обратился в суд с требованием о признании незаконным отказа в приеме на работу и взыскании с компании компенсации морального вреда.
Решение судов
Суды трех инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали. Они разъяснили, что действующим законодательством запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Таковым является отказ, который не основан на деловых качествах работника, а именно способностях работника выполнять определенные трудовые функции с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств. Устанавливая для работников данную гарантию при заключении трудового договора, закон вместе с тем не ограничивает право работодателя самостоятельно и под свою ответственность принимать кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, а также оптимального согласования интересов работодателя и лица, ищущего работу.
Профессиональным стандартом «Психолог в социальной сфере», утвержденным приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 682н, предусмотрено, что для занятия должности психолога необходим опыт практической или волонтерской работы не менее двух лет. Из представленных соискателем документов не следует, что он имеет опыт работы психолога в сфере социального обслуживания населения, предполагающего оказание услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в основном гражданам пожилого возраста, находящимся на надомном обслуживании. Также он не представил доказательств осуществления волонтерской деятельности в данном направлении, как это предусмотрено Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Суды указали, что оценка деловых качеств кандидата на вакантную должность является компетенцией работодателя. Обжалуемый отказ в заключении трудового договора связан исключительно с профессионально-квалификационными качествами соискателя. Он не относится к категории лиц, которым запрещено отказывать в заключении трудового договора. В результате суды пришли к выводу, что отказ в приеме соискателя на работу не носит дискриминационного характера.