Третий кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 04.05.2022 № 88-7002/2022 поддержал работника, который отказался возмещать стоимость своего обучения при досрочном увольнении по соглашению сторон.
Суть дела
Компания заключила со своим работником ученический договор, в соответствии с которым ответчик направлен на профессиональное обучение. По его условиям работник обязался проработать после обучения по трудовому договору на должности, предложенной работодателем, в соответствии с полученной в образовательной организации профессией не менее трех лет. Ученическим договором также установлено, что при увольнении до истечения указанного срока по инициативе работника или инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным ст. 81 ТК РФ, работник обязуется возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Работник прошел профессиональное обучение в установленные сроки. Через год он был уволен по соглашению сторон. Так как работник не отработал оговоренный в ученическом договоре срок, компания хотела взыскать с него затраты на обучение. Работник отказался их возмещать. Тогда компания обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на сторону работника. Проанализировав условия ученического договора, они пришли к выводу, что он не содержит обязанности работника возмещать расходы на обучение при досрочном увольнении по соглашению сторон. Соглашение о расторжении трудового договора также не содержит условия о возмещении работником расходов на его обучение.
Суды отвергли довод компании о том, что соглашение о расторжении трудового договора не затрагивает вопросы действия положений ученического договора, в связи с чем на работника возлагается обязанность возместить понесенные работодателем расходы после расторжения трудовых отношений. Из положений ст. 207, 249 ТК РФ и правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в Определении от 15.07.2010 № 1005-О-О, следует, что в случае, если ученик без уважительных причин не выполняет свои обязательства по ученическому договору, в том числе прекращает учебу без уважительных причин, не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством. Условия ученического договора, предусматривающие обязанность ученика возместить затраты на его обучение независимо от наличия виновных действий ученика и характера причин, по которым ученик не выполнил свои обязательства по ученическому договору, являются недействительными при включении их в ученический договор. Таким образом, при рассмотрении требований работодателя о взыскании с ученика связанных с его обучением затрат нужно выяснить вопрос об уважительности причин неисполнения учеником обязанности в соответствии с заключенным между сторонами ученическим договором.
В рассматриваемом случае не установлено несение работодателем прямого действительного ущерба вследствие невыполнения работником трудовых обязанностей без уважительных причин. Досрочное увольнение работника произошло по соглашению сторон, вследствие свободного волеизъявления обеих сторон на расторжение трудового договора, то есть по тому основанию, по которому возмещение расходов на обучение ученическим договором не предусмотрено.
К таким же выводам в аналогичной ситуации пришел и Девятый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 30.10.2020 № 88-7407/2020.
Отметим, что, если бы в соглашении сторон на расторжение трудового договора была бы указана обязанность по возмещению расходов, вердикт суда мог бы быть иным. Так, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 02.12.2019 № 88-1098/2019 по делу № 2-951/2019 рассмотрел ситуацию, когда работник был уволен по соглашению сторон во время прохождения обучения. Суд взыскал с работника стоимость его обучения. При этом он исходил из того, что увольнение работника до окончания срока обучения по соглашению сторон является основанием для возложения на него обязанности по возмещению работодателю указанных расходов, поскольку в соглашение об увольнении сторонами было внесено условие о возмещении работником понесенных работодателем расходов на обучение.