Истребование документов (информации) по нескольким сделкам с контрагентами вне рамок налоговой проверки в целом не противоречит налоговому законодательству. Но при этом налоговые органы должны руководствоваться принципами целесообразности, разумности и обоснованности (постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.08.2022 № Ф04-3339/2022 по делу № А70-13651/2021).
Суть дела
Инспекция вне налоговой проверки затребовала у компании документы по 28 контрагентам за III квартал 2020 г. (договоры, акты, счета-фактуры, накладные и другие документы).
Компания посчитала, что действия налоговиков не соответствуют закону, нарушают ее права и законные интересы. Объем истребуемых документов обеспечивает налоговым органам без назначения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля возможность фактического проведения документального анализа хозяйственной деятельности компании. В требованиях заявлены документы, не относящиеся к конкретной сделке, а характеризирующие деятельность компании в целом.
Компания обжаловала действия инспекции в вышестоящем налоговом органе и ФНС России, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали компанию и признали недействительными требования о предоставлении документов, выставленные в адрес компании. Они указали, что налоговое законодательство разграничивает перечень документов (информации) и основания, по которым налоговый орган может истребовать их в ходе проведения налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) и вне рамок ее проведения (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Если в случае проведения налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у контрагента налогоплательщика или иных лиц любые документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, то вне рамок налоговой проверки налоговые органы могут истребовать только те документы (информацию), которые касаются конкретной сделки.
В рассматриваемой ситуации объем запрашиваемых документов (информации) в совокупности составляет 100% всего объема взаимоотношений компании с заказчиками (покупателями) и 78% всего объема ее взаимоотношений с подрядчиками (поставщиками). Таким образом, совокупность всех истребуемых документов обеспечивает налоговым органам без назначения в отношении компании налоговой проверки (либо дополнительных мероприятий налогового контроля) возможность фактического проведения документального анализа совокупности указанной в требованиях информации. Затребованный объем документов и информации фактически следует расценивать как проведение комплексного мероприятия налогового контроля в отношении компании.
В результате суды пришли к выводу о том, что налоговым органом допущено злоупотребление правом и нарушение положений налогового законодательства. Инспекция не обосновала и не доказала необходимость получения документов (информации), указанных в оспариваемых требованиях, и взаимосвязь такой информации с какой-либо конкретной сделкой.