Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 28.06.2022 № 88-9893/2022 по делу № 2-3174/2021 разъяснил, почему именно работодатель, получив от профсоюза несогласие с увольнением работника, должен организовать проведение дополнительных консультаций.
Суть дела
Работница являлась членом профсоюза. Она получила от работодателя уведомление о предстоящем увольнении по сокращению штата. От предложенных вакантных должностей работница отказалась.
Работодатель направил в выборный орган первичной профсоюзной организации запрос мотивированного мнения о планируемом увольнении работницы. Профсоюз выразил несогласие с увольнением.
Через месяц работница была уволена по сокращению штата. Она обратилась в суд с требованием о восстановлении на работе, взыскании оплаты вынужденного прогула, компенсации морального вреда. По ее мнению, работодателем была нарушена процедура увольнения, поскольку он не провел консультации с профсоюзным органом.
Решение судов
Суд первой инстанции никаких нарушений не нашел. Он исходил из того, что в компании действительно произошло сокращение штата, уведомление о предстоящем увольнении было вручено работнице за два месяца. Ей предлагались все имеющиеся вакансии. Работодатель направил запрос о мотивированном мнении в профсоюзный орган, который выразил свое несогласие с увольнением, однако консультаций с работодателем в течение трех рабочих дней не провел. В результате работодателем обоснованно было принято окончательное решение о сокращении штата и увольнении работницы.
Апелляционный и кассационный суды с выводом суда первой инстанции не согласились. Согласно положениям ст. 373 ТК РФ, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя об увольнении работника, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение об увольнении, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. При этом в подп. «в» п. 24 этого постановления указано, что в случаях, когда участие выборного профсоюзного органа при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, является обязательным, работодателю надлежит, в частности, представить доказательства проведения дополнительных консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации в тех случаях, когда этот орган выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника.
Суды отвергли довод работодателя о том, что инициировать консультации должен был профсоюзный орган. Они разъяснили, что предусмотренная ст. 373 ТК РФ обязанность по проведению консультаций в тех случаях, когда выборный орган первичной профсоюзной организации не согласился с увольнением работника, возлагается на работодателя, который обязан представить в суд соответствующий документ о проведении консультаций. Между тем работодатель доказательств проведения консультаций не представил. Таким образом, увольнение является незаконным.