Уровень авансированного доверия правительству начал снижаться

| статьи | печать

В новом выпуске квартального прогноза ИНП РАН один из ключевых разделов впервые посвящен анализу психологического состояния общества, проведенному совместно с учеными из Института психологии РАН (ИП РАН) и АННИО «Институт психолого-экономических исследований». Какие выводы и рекомендации делают авторы исследования?

Согласно их выводам, при инерционном сценарии, то есть при отсутствии субъективно значимых признаков улучшения или резкого ухудшения социально-экономической ситуации, осенью 2022 г. — зимой 2023 г. можно ожидать усиления чувства беспомощности в отношении санкций и депрессии (в июле — августе ученые наблюдали ее существенный рост среди молодежи 25—34 лет), что в целом повлечет за собой снижение показателей инвестиционного, кредитного и потребительского поведения, в первую очередь — готовности покупать дорогостоящие товары и услуги, а также спроса на ипотечные и автокредиты, но среди высокодоходных групп может повысить спрос на валюту. Рост депрессии и постепенное снижение социального оптимизма будут вести к сокращению рублевых и валютных депозитов населения, снижать объем выданных кредитов, а также закреплять ловушку «адаптационного ожидания», когда производители ожидают подстройки спроса, в то время как потребители — подстройки предложения. При этом рост выраженности депрессивных состояний может стать одним из факторов разрыва между экономическим благополучием и потреблением: при растущих реальных доходах потребление может не увеличиваться, полагают авторы прогноза.

Они отмечают, что сейчас готовность к крупным покупкам усиливается двумя противоположными друг другу психологическими состояниями: оптимизмом в отношении ближайших трех месяцев, а также в несколько меньшей степени — тревогой по поводу разрушительного влияния санкций. При этом оптимизм будет оказывать долгосрочное положительное воздействие на потребительский спрос, а тревога будет побуждать к единовременным покупкам.

При пессимистическом сценарии, то есть в случае резкого обострения геополитического противостояния, повышения цен на товары повседневного спроса, снижения доступности лекарств, быстрого повышения стоимости топлива и транспортных услуг, а также ослабления рубля, возможен всплеск тревожных настроений. Это может подстегнуть краткосрочный спрос на лекарства, дорогостоящие товары, а также на автокредиты: в условиях ожидаемого дефицита вырастет готовность к приобретению товаров впрок. Рост тревоги по поводу долгосрочных разрушительных последствий санкций будет повышать ориентацию на сберегательное поведение, откладывание покупки товаров длительного пользования, а также, при наличии средств, готовность покупать дорогостоящие товары зарубежного производства.

Ученые предупреждают, что в среднесрочной перспективе, на горизонте двух-трех лет, снижение социального оптимизма и доверия к власти приведет к существенному ослаблению эффективности мер правительства по стимулированию спроса, ухудшит инвестиционный климат и предпринимательскую активность, усиливая и продлевая стагнацию.

Данные мониторинга, проводимого АННИО «Институт психолого-экономических исследований», в III квартале показывают резкую поляризацию экономических ожиданий россиян:

а) группа, в которую входит 48% респондентов, ожидает в диапазоне до сентября 2023 г. сохранения тех же тенденций с некоторым незначительным ухудшением в конце 2022 г. социально-экономической ситуации в стране и возвращением к текущему положению к середине 2023 г.;

б) группа, в которую входит 34% опрошенных, ожидает резкого кризиса в стране в конце 2022 г. — первой половине 2024 г. с введением жестких ограничительных мер со стороны государства (запрет на валютные операции, введение карточек и т.д.).

При этом первая группа крайне позитивно оценивает сам факт начала СВО и испытывает неудовольствие от того, что пока ее проведение не привело к изменению действующей с середины 2000-х гг. социально-экономической модели. Вторая группа также оценивает СВО в целом положительно, но ждет серьезных экономических проблем и не верит в способность экономической политики России с ними справиться.

Результаты мониторингов АННИО «Институт психолого-экономических исследований» в 1-м полугодии 2022 г. (в марте и мае) показывали наличие у 76% респондентов авансированного доверия к президенту и правительству, которое было связано с ожиданиями относительно того, что СВО вынудит принимать радикальные меры по изменению социально-экономической модели России, позволит изменить «общественный договор» в более справедливую сторону, а также субъективным восприятием населением сложившейся ситуации как не позволяющей вернуться к модели 2012—2022 гг. Мониторинг по итогам III квартала (август 2022 г.) показывает, что уровень авансированного доверия правительству начал снижаться, отмечается рост пессимистических ожиданий на фоне отсутствия изменений к лучшему.

В среднем ожидания населения России связаны с тем, что на практике будет реализовываться инерционный сценарий, который в случае совпадения этих ожиданий с реальностью будет воспринят более чем 80% взрослых россиян как субъективно-пессимистический, ведущий Россию в тупик. Подобный сценарий, по мнению авторов бюллетеня, с политико-психологической точки зрения несет в себе существенные риски внутренней дестабилизации. Оптимистические сценарии носят биполярный характер, поскольку ухудшение макроэкономической ситуации одними (около 34%) будет воспринято как дополнительный повод к изменению модели, а другими (около 39%) — как свидетельство неэффективности экономической политики.

Несмотря на то что 56% россиян считают вероятным сильное повышение цен на товары первой необходимости осенью 2022 г., в отличие от марта 2022 г. большинство ожидает не катастрофического, а инерционного сценария экономических изменений. Опираясь на данные мониторинга в предшествующие годы, ученые предполагают, что любые значения макроэкономических показателей, более чем на 20% отклоняющиеся в лучшую сторону от ожиданий населения, будут восприняты как оптимистический сценарий.

Что считать успехом

Ученые отмечают, что данные об ожиданиях различных групп россиян позволяют таргетировать меры поддержки социального оптимизма. По результатам исследования, проведенного ИП РАН совместно с ВЦИОМ 11—12 августа 2022 г., его авторы выделяют четыре группы россиян по значимости для них тех или иных показателей улучшения экономической ситуации в стране:

  • чувствительные к развитию промышленности (34% от выборки). Среди признаков изменения ситуации в стране к лучшему на первое место выходят увеличение бюджета на научно-технологическое развитие страны, возобновление работы закрывшихся промышленных предприятий, примеры успешного импортозамещения, а также борьба с коррупцией. В сегменте несколько больше мужчин, чем в целом по выборке, жителей городов до 100 тыс. человек, неработающих с невысоким уровнем дохода;

  • чувствительные к социальной поддержке и военным победам (34% от выборки). Помимо развития промышленности для представителей данного типа важны такие признаки улучшения ситуации, как снижение цен и выплаты со стороны государства, а также победа в СВО и усиление государственного контроля в экономической сфере. В сегменте преобладают женщины (66,5%), значимо больше респондентов старше 45 лет, неработающих и жителей сел;

  • чувствительные к развитию сферы услуг и защите прав (18% от выборки). От других типов их отличает особенно высокая значимость защиты прав и свобод граждан, а также сфера услуг — развитие туризма, возобновление работы кинотеатров, открытие новых кафе и ресторанов. При этом развитие промышленности и социальная поддержка для них также важны. В сегменте значимо больше респондентов 25—34 лет, работающих, с высшим образованием, жителей городов-миллионников, со средним доходом;

  • безразличные (14% от выборки), которые ниже, чем другие группы, оценивают значимость всех показателей улучшения положения в стране. В сегменте несколько больше мужчин, жителей городов от 100 тыс. до 500 тыс. человек, работающих, с относительно высоким уровнем дохода.

Как показало другое исследование, проведенное ИП РАН 13—14 августа, наибольший вклад в ожидание социальной поддержки как маркера улучшения ситуации вносят патерналистские установки, а в ожидание военных и дипломатических побед — убеждение в том, что санкции сделают страну сильнее. Ожидание развития сферы услуг и туризма как признака улучшения ситуации теснее всего связано с тревогой по поводу негативных последствий санкций и изоляции, а надежда на развитие промышленности и технологий — с антиэлитными настроениями и доверием к институтам гражданского общества (бизнесу, массовым общественным организациям, благотворительным фондам и ученым).

«Таким образом, при определении мер правительства, направленных на поддержку социального оптимизма и доверия к антикризисной экономической политике государства, следует учитывать различия в субъективной значимости тех или иных показателей: для одних важнее возобновление работы закрывшихся промышленных предприятий и появление новых рабочих мест, для других — снижение цен на предметы первой необходимости, увеличение МРОТ, для третьих — устранение дефицита импортных товаров», — заключают авторы раздела.

Что для успеха нужно

Они считают, что сложившаяся картина ожиданий населения России делает возможным оптимистический сценарий в случае реализации следующих опций в рамках экономической политики:

  • официальное объявление стратегии преобразования российской экономики от имени Правительства и/или Президента РФ в период до ноября 2022 г. будет воспринято как оправдание надежд на структурные изменения. Подобная линия, полагают эксперты, фактически при любых макроэкономических показателях позволит выиграть время на проведение экономической политики без существенных рисков внутренней дестабилизации;

  • для предотвращения риска завышенных ожиданий необходимо формировать более дифференцированную картину экономических процессов в стране: при информировании о мерах, предпринимаемых правительством, выделять не только позитивные изменения, но и те сферы экономики, где восстановление будет долгим. Информирование об экономической ситуации из уст представителей правительства и других официальных источников не должно носить односторонне оптимистический характер, поскольку в этом случае осуществляется воздействие на ожидания населения в большую сторону, что даже при частичном несоответствии реальности вызовет падение уровня доверия к правительству;

  • значимость угрозы потери рабочего места и отсутствие возможностей сохранить свои сбережения в условиях инфляции позволяет рассчитывать на то, что действия правительства по защите населения от этих рисков способны существенно повысить уровень субъективного экономического благополучия в стране. В этих условиях особое значение приобретает сдерживание безработицы и поддержание стабильного курса рубля;

  • высокая значимость индексации зарплат и пенсий, а также социальных выплат как индикаторов улучшения экономической ситуации указывает авторам анализа на целесообразность мер правительства осенью 2022 г., направленных на поддержку платежеспособного спроса.

 

Экономические ожидания населения 2021—2022 гг. (по данным мониторинга АННИО «Институт психолого-экономических исследований) 

Прогнозные показатели

Субъективные ожидания населения

конец 2021 г.

I кв. 2022 г.

II кв. 2022 г.

III кв. 2022 г.

в 2022 г.

Реальный уровень инфляции, %

18

37

24

16

Субъективная корректировка относительно официального темпа инфляции, множитель

2

1,5

2

2

Темпы изменения ВВП, %

2

–15

–8

–5

Курс доллара, руб./долл.

70

130

50

55

Курс евро, руб./евро

85

150

60

58

в 2023 г.

Реальный уровень инфляции, %

не измерялись

24

15

8

Темпы изменения ВВП, %

не измерялись

–2

–4

0

Курс доллара, руб./долл.

не измерялись

150

70

60

Курс евро, руб./евро

не измерялись

200

80

55

Источник: ИНП РАН