Перечень сделок, которые может оспорить прокурор, расширен
Мнение эксперта
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к расширению полномочий прокуратуры. Во многом она коррелирует с новыми закономерностями развития российского законодательства в условиях текущей обстановки.
Первым серьезным шагом в этом направлении было принятие Федерального закона от 14.07.2022 № 277-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», благодаря которому у прокуратуры появились такие полномочия, как право требовать ограничения доступа к информационным ресурсам, приостановления деятельности СМИ, прекращения регистрации СМИ во внесудебном порядке, а также запрещать (ограничивать) деятельность иностранных СМИ.
Таким образом, на прокуратуру была возложена функция обеспечения в публичном информационном пространстве единства мнений по поводу новых внешнеполитических реалий. Аналогичным образом дело обстоит с новым Законом № 387-ФЗ, который наделяет прокурора полномочиями:
- обращаться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, нарушающих законодательство, которое устанавливает специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и о применении последствий недействительности таких сделок;
- вступать в дело, рассматриваемое арбитражным судом, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством, которое устанавливает специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях.
Данные положения, как и в случае с контролем информационного пространства, направлены на передачу прокуратуре схожей функции в экономической сфере — обеспечение единого подхода к ведению экономической деятельности в рамках специальных экономических мер, мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств.
Таким образом, на прокуратуру возлагается роль реакционного инструмента государства, необходимость которого обуславливается угрозами внутренней и внешней безопасности.
Вместе с тем достаточно обоснованны опасения по поводу злоупотребления интерпретациями угроз безопасности, использования прокуратуры для ужесточения внутренней политики и подавления свободы экономической деятельности. На этапе утверждения рассматриваемого Закона № 387-ФЗ Комитет Совета Федерации по экономической политике в своем заключении от 21.06.2022 № 3.6-04/2650@ подчеркнул: «Формулировка принятой нормы об обращении в суд с иском максимально широкая и фактически может включать в себя любые сделки, что может быть использовано как механизм оказания давления на бизнес».
В том же заключении задан закономерный вопрос: «...непонятно, почему для дачи заключения по такому довольно специальному вопросу привлекается именно прокурор — с учетом того, что профильным органом по противодействию санкциям является Минфин России в лице Департамента по контролю за внешними ограничениями. Логичнее для данной специальной функции по даче заключения предоставить такие права именно специализированному органу, а не прокуратуре, которая призвана надзирать за соблюдением законности в целом».
Как уже было отмечено выше, тенденции развития полномочий прокуратуры свидетельствуют о том, что именно она выбрана в качестве основного государственного органа, занимающегося обеспечением единства поведения субъектов права в условиях напряженной внешнеполитической обстановки. Поэтому можно предположить, что задачи по исполнению данной функции в конкретных сферах общественных отношений будут делегироваться именно прокуратуре, а не специальным органам исполнительной власти. Помимо обозначенных полномочий, Закон № 387-ФЗ предоставляет прокурору право обратиться в суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и о применении последствий их недействительности. Он также вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе суда на любой стадии арбитражного процесса, в том числе при рассмотрении арбитражным судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, заявления о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов.
На стадии внесения законопроекта в Госдуму эти положения носили самостоятельный характер — как развитие практики привлечения судами к участию в деле прокуроров, если обстоятельства дела свидетельствуют о наличии признаков легализации доходов, полученных преступным путем (см. «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям», утв. Президиумом ВС РФ от 08.07.2020). Однако после внесения в законопроект изменений, касающихся специальных экономических мер в связи с действиями недружественных государств, эти положения оказались направлены скорее на установление контроля за внешнеторговым оборотом и недопущения перераспределения финансовых потоков в пользу недружественных государств, что соответствует основному смыслу закона — наделению прокурора полномочиями по контролю за исполнением специальных экономических мер. Полномочия, не вписывающиеся в эту концепцию, судя по всему, присутствуют в тексте закона в силу остаточного принципа.
Особняком стоит новое полномочие прокурора по вступлению в дело о банкротстве, если в рамках этого дела затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних. Можно предположить, что речь идет о необходимости участия прокурора в делах об обращении взыскания на единственное жилье должника. Стоит положительно оценить этот момент: решение данного вопроса зачастую вызывало у судов затруднения, и заключение прокурора может стать для них дополнительным подспорьем.
Мнение эксперта
С 18 октября вступают в силу изменения в ст. 52 АПК РФ и ст. 45 ГПК РФ, расширяющие возможности прокуратуры по оспариванию сделок и участию в арбитражном и гражданском процессах.
Реализация новых положений ставит несколько вопросов. Прежде всего, новеллы предполагают существенное увеличение количества судебных процессов, в которых тем или иным образом участвуют представители прокуратуры.
Кроме того, расширенная компетенция прокуратуры пересекается со сферой деятельности других государственных органов — Росфинмониторинга, налоговой и таможенных служб. Без поддержки этих структур прокуратура не сможет эффективно распорядиться новыми полномочиями. Однако к моменту принятия закона ничего не известно о подзаконных актах, которые бы регулировали взаимодействие между прокуратурой и заинтересованными ведомствами, а также распределяли между ними обязанности. Например, можно предположить, что самая массовая категория сделок, оспаривать которые теперь может прокуратура, — это договоры, направленные на неправомерное занижение налогов. Между тем сейчас отдельных требований о признании подозрительных сделок недействительными ФНС обычно не заявляет. Налоговые органы пользуются другим механизмом — подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ.
За прошедшие два года практика участия госорганов, прежде всего Росфинмониторинга, а также налоговой службы и прокуратуры при рассмотрении вопросов о принудительном исполнении решений третейских институтов и иностранных судов стала повсеместной. Можно предположить, что после вступления в силу изменений в АПК РФ участие прокурора по таким категориям дел станет практически обязательным.
В настоящее время действует установленный правительством перечень из более чем 50 государств, которые считаются недружественными. Часть операций с контрагентами из недружественных стран носит разрешительный характер. Также установлен запрет на вывоз из России ряда товаров. В связи с этим в фокусе внимания прокуратуры должны оказаться практически все сделки и судебные процессы, в которых участвуют иностранные компании. Вероятно, будут выявляться и оспариваться операции с дружественными странами, направленные на маскировку конечного партнера из недружественного государства.
Например, вывоз товаров в страны — члены ЕАЭС для последующей перепродажи недружественным покупателям.
Вместе с этим, заключая любую сделку, особенно с иностранной компанией, теперь надо будет учитывать дополнительный риск признания ее недействительной по иску прокуратуры.
Скорее всего, мы увидим прокуроров и во всех делах о банкротстве застройщиков. Обманутые дольщики — чувствительная тема, грозящая социальными взрывами. Неудивительно, что процессы, затрагивающие жилищные права, предпочли поставить на особый контроль.
И самое главное, что вызывает обеспокоенность, — возможность оспаривания практически любой хозяйственной операции. Если суды не будут требовать от прокуратуры такого же высокого стандарта доказывания недействительности сделок, как от «обычных» истцов, то возникнет серьезная угроза стабильности хозяйственного оборота.
Мнение эксперта
Закон № 387-ФЗ продолжает тенденцию, заданную Федеральным законом от 01.07.2022 № 282-ФЗ, по кардинальному расширению полномочий прокурора в гражданском и арбитражном процессе.
Несомненно, с положительной стороны можно отметить изменения в части наделения прокурора правом вступать в дело о банкротстве в случае, если в рамках него затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних.
Поправки в части права прокуроров вступать в дело для дачи заключения по делам о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия на недружественные действия иностранных государств, и оспаривать такие сделки очевидно обуславливаются беспрецедентным санкционным давлением на государство и необходимостью создания механизмов государственного регулирования, работа которых направлена на борьбу с данным давлением.
Однако в данной части перспектива привлечения прокурора выглядит сомнительно, поскольку прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в целом, а в столь специфичных и важных вопросах представляется логичным обратиться к специализированному и профильному органу, который призван осуществлять государственную политику в борьбе с санкциями, — Минфину России в лице Департамента по контролю за внешними ограничениями.
Вопрос об узкопрофильных специалистах может встать и по другим категориям исков, в которых предполагается участие прокурорских работников.
Достаточно серьезным является вопрос о критериях оценки необходимости вступления прокурора в тот или иной процесс, как полномочия по вступлению в гражданский и арбитражный процесс соотносятся с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о том, что «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы».
Вполне очевидно, что алгоритм участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе будет пересмотрен приказом Генерального прокурора РФ, после чего можно будет сделать какие-то выводы о возможности органов прокуратуры обеспечить ту степень участия и качество в установленных законом случаях, которую от них ожидает законодатель.
Сейчас, с учетом неопределенности некоторых формулировок Закона № 387-ФЗ, оценить имеющиеся для бизнеса риски вступления в процесс прокурора затруднительно.