Обязан ли работодатель переносить неиспользованную часть отпуска на другое время из-за болезни работника?

| статьи | печать

Работодатель не обязан переносить неиспользованный из-за болезни отпуск именно на те даты, которые указал работник (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.07.2022 № 88-15607/2022).

Суть дела

Работник трудился в компании в должности юрисконсульта. Ему был предоставлен по графику ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 28 календарных дней с 4 мая 2021 г. по 2 июня 2021 г. В период с 11 мая 2021 г. по 12 июля 2021 г. он заболел и находился на амбулаторном лечении. После окончания болезни работник 13 июля 2021 г. вышел на работу.

22 июля 2021 г. работник обратился к руководителю с заявлением о предоставлении ему неиспользованной части отпуска в количестве 19 календарных дней вне графика с 9 августа 2021 г. в связи с болезнью в период основного ежегодного отпуска.

В ответ работодатель письменно уведомил работника, что неиспользованная часть отпуска будет предоставлена работнику в любое удобное для него время с 23 августа 2021 г.

Работник посчитал, что работодателем были нарушены положения ст. 124 ТК РФ. Не получив перенесения отпуска с 9 августа 2021 г., он не смог в установленном законом порядке воспользоваться своими правами и не съездил с семьей на санаторно-курортное лечение.

Работник обратился в суд с требованием признать незаконными действия работодателя, выразившиеся в отказе в предоставлении отпуска с учетом пожеланий работника.

Решение судов

Суды трех инстанций отказали работнику в удовлетворении требований. Они указали, что ст. 124 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя продлить или перенести отпуск на другое время, определяемое работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника.

Суды разъяснили, что по смыслу закона общие и специальные правила предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков призваны способствовать оптимальному согласованию интересов сторон трудового договора (ст. 1 ТК РФ) и балансу их конституционных прав и свобод, обеспечивая каждому работнику возможность реализации его субъективного права на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время и предоставляя работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников и имеющееся у него имущество в целях ведения предпринимательской либо иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Из содержания вышеуказанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что вопрос о переносе ежегодного оплачиваемого отпуска работника в случае совпадения его с периодом временной нетрудоспособности разрешается по соглашению сторон трудового договора, при этом на работодателя законодатель не возлагает безусловной обязанности перенести отпуск на временной период, указанный работником. Работодатель обязан лишь учесть мнение работника при разрешении названного вопроса.

Только работникам отдельных категорий (инвалиды войны, ветераны боевых действий, почетные доноры и пр.) законодательством гарантирован ежегодный отпуск в удобное для них время. Работник к этим категориям не относится.

Суды отметили, что работнику не было отказано в перенесении части неиспользованного отпуска на другой срок. Работодатель выразил согласие на предоставление неиспользованной части отпуска в любое удобное для работника время с 23 августа 2021 г. после выхода из ежегодного оплачиваемого отпуска второго юрисконсульта. Тем самым работодатель учел пожелания работника, при этом он исключил последствия отсутствия на рабочем месте обоих юрисконсультов, которое могло неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы компании. Довод работника о том, что в компании имеются работники с высшим юридическим образованием, на которых могли быть возложены обязанности юрисконсульта, суды признали несостоятельным в связи с тем, что указанные действия являются исключительной компетенцией работодателя.

Отметим, что при болезни работника в отпуске работодатель вправе отказать в переносе отпуска и продлить его на дни болезни (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2022 по делу № 88-5401/2022). Подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 28, 2022.