Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 16.08.2022 по делу № 88-18853/2022 признал незаконным увольнение по соглашению сторон, которое было подписано в день увольнения.
Суть дела
Работник трудился менеджером в отделе продаж компании. С октября 2020 г. руководство компании начало оказывать на него психологическое давление с целью подачи им заявления об увольнении. Свои действия руководство компании мотивировало тем, что работник не соответствует занимаемой должности и ненадлежащим образом исполняет свои должностные обязанности.
9 декабря 2020 г. между работником и работодателем было заключено письменное соглашение о расторжении трудового договора. Им предусмотрено, что трудовые отношения прекращаются 9 декабря 2020 г., расторжение трудового договора оформляется по п. 1 ст. 77 ТК РФ. Стороны взаимных претензий друг к другу не имеют. В этот же день был издан приказ об увольнении по соглашению сторон, с которым работник был ознакомлен под роспись.
Работник посчитал, что его принудили уволиться, и обратился в суд с требованием признать увольнение незаконным, восстановить на работе в прежней должности и взыскать с работодателя средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Решения судов
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. Он исходил из того, что между работником и работодателем было достигнуто соглашение о расторжении трудового договора. Указанное соглашение работником заключено добровольно, давление, направленное на подписание данного соглашения, со стороны работодателя отсутствовало.
Апелляционный суд с выводом суда первой инстанции не согласился. Он указал, что, рассматривая исковые требования работника о неправомерности увольнения, суд первой инстанции ограничился лишь указанием на то, что изложенные работником доводы о психологическом давлении со стороны работодателя не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Он не учел и не проверил доводы работника об отсутствии у него намерений прекращать трудовые отношения, вынужденном характере подписания соглашения о расторжении трудового договора, создании со стороны работодателя условий для подписания соглашения.
Несмотря на то что работник собственноручно подписал соглашение о расторжении трудового договора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что волеизъявления на увольнение со стороны работника не было. В пользу этого свидетельствуют следующие факты:
- написание работником заявления о расторжении трудового договора, изготовление и подписание приказа об увольнении состоялись в один день — 9 декабря 2020 г.;
- согласно приобщенной в материалы дела аудиозаписи работодатель имел намерение уволить работника, предъявлял к нему претензии по рабочим моментам, полагал, что работник не справляется со своими должностными обязанностями;
- работник имеет предпенсионный возраст, что делает затруднительным трудоустройство. В своем иске работник указал, что после увольнения не имел возможности трудоустроиться по этой причине;
- по факту незаконного увольнения работник 16 декабря 2020 г. обращался в государственную инспекцию труда с заявлением о защите трудовых прав, в котором указал, что на него оказывалось давление со стороны руководителя компании и понуждение к увольнению по собственному желанию под угрозой увольнения ввиду несоответствия занимаемой должности.
Учтя все эти факты, суд апелляционной инстанции признал увольнение незаконным и удовлетворил требования работника. Кассационный суд этот вывод поддержал.
Отметим, что увольнение по соглашению сторон в день подписания соответствующего соглашения может быть признано незаконным, поскольку у работника в этом случае не будет возможности сделать осознанный выбор основания увольнения. На это указал Второй кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 27.07.2021 № 88-16841/2021. Подробнее об этом деле см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 33, 2021.