При неподтверждении в срок основного вида деятельности тариф должен устанавливаться исходя из деятельности, которую компания реально ведет, а не из деятельности с максимально высоким тарифом из числа указанных в ЕГРЮЛ.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Постановление АС Уральского округа от 20.09.2022 № Ф09-5983/22 по делу № А50-24462/2021 |
Истец |
ООО «Люксоптика» |
|
Ответчик |
Пермское региональное отделение ФСС России |
Суть дела
Компания, занимающаяся розничной торговлей медицинскими изделиями, с опозданием в несколько дней представила в территориальный орган ФСС России (далее — фонд) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2020 г., указав в нем «Торговля розничная очками, включая сборку и ремонт очков в специализированных магазинах» (код ОКВЭД 47.78.2). Данный вид деятельности относится к I классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,2%.
В связи с нарушением срока предоставления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, фонд установил компании на 2020 г. тариф страховых взносов 0,6%, относящийся к V классу профессионального риска. При этом он руководствовался сведениями о видах деятельности компании, указанных в ЕГРЮЛ, выбрав из них деятельность с максимальным классом профессионального риска («Деятельность по складированию и хранению» (код ОКВЭД 52.10)). Жалоба компании на незаконность установления повышенного тарифа была оставлена фондом без удовлетворения.
В 2021 г. компания представила расчет по страховым взносам за 2020 г., в котором страховые взносы были исчислены по тарифу 0,2%. По результатам камеральной проверки фонд доначислил компании взносы исходя из установленного ей тарифа 0,6%. Компания обратилась в суд с требованием признать доначисления недействительными.
Решение судов
Суды трех инстанций удовлетворили требования компании. При этом они исходили из следующего.
Пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55 (далее — Порядок), установлено, что, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы на подтверждение основного вида деятельности, фонд относит страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Верховного суда РФ от 12.11.2018 № 304-КГ18-9969, от 11.09.2018 № 309-КГ18-7926, предусмотренное п. 5 Порядка право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, а представляет собой меру, призванную гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение при неисполнении страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида деятельности.
Налоги, сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ). В силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного суда РФ (определения от 10.07.2003 № 291-О, от 15.07.2003 № 311-О, от 22.01.2004 № 8-О), это положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Виды деятельности, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми видами деятельности, экономического основания не имеют.
В постановлении от 05.07.2011 № 14943/10 Президиум ВАС РФ разъяснил, что вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Оценив бухотчетность компании за 2020 г., справку о составе выручки, уведомление о страховом тарифе, а также принимая во внимание, что в 2018—2019 гг. компании был установлен размер тарифа в размере 0,2% по основному виду деятельности «Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах» (код ОКВЭД 47.74), суды пришли к выводу, что фонд не вправе был устанавливать повышенный тариф, относящийся к деятельности, которую компания не осуществляет.
Арбитражная практика
В аналогичных спорах, когда документы на подтверждение вида деятельности представляются в фонд с опозданием, суды встают на сторону компании и отменяют доначисления по повышенным тарифам (постановления АС Московского округа от 16.09.2022 № Ф05-20431/2022 по делу № А40-37457/2022, от 13.09.2022 № Ф05-21894/2022 по делу № А40-159683/2021). В постановлении от 13.09.2022 № Ф05-21895/2022 по делу № А40-257168/2021 АС Московского округа указал, что факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых (дополнительных) видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды осуществляются организацией. Указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие этой деятельностью, в том числе в будущем. Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, так как наступление страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания рисков.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», профессиональный риск — это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом № 125-ФЗ случаях. Таким образом, профессиональный риск связан с условиями, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
Суд отметил, что законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию. Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут. Непредставление в срок документов, подтверждающих основной вид деятельности, само по себе не может свидетельствовать об осуществлении деятельности с повышенным классом профессионального риска.