В письме от 07.09.2022 № 03‑04‑06/86955 Минфин России рассказал о том, как для целей налога на прибыль организаций у продавца учитывается предоставленная покупателю скидка к цене товара, предусмотренная условиями договора.
Гражданский кодекс не запрещает контрагентам включать в договор условие о предоставлении покупателю скидки к цене договора в зависимости от тех или иных обстоятельств (например, за быструю оплату). В этом случае продавец получает от покупателя сумму меньше оговоренной цены договора. Возникает вопрос: как в такой ситуации продавцу учесть для целей налога на прибыль предоставленную покупателю скидку?
Для целей налогообложения прибыли выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, признаются рыночными на основании п. 1 ст. 105.3 НК РФ. Учитывая эти положения, специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что предоставление предусмотренной договором скидки следует рассматривать как уменьшение цены договора. В этом случае в составе доходов отражаются причитающиеся по договору суммы с учетом скидки.
К аналогичному выводу Минфин России приходил и раньше (письмо от 23.08.2021 № 03‑03‑06/1/67724).
ФНС России подход финансистов разделяет. В письме от 19.03.2021 № СД-4-3/3651@ налоговики рассмотрели ситуацию, когда компания оказывает партнерам услуги по предоставлению доступа к специализированному электронному сервису, за что взимает с партнеров установленный договором сервисный сбор. Программой лояльности предусмотрено, что за участие в совместных акциях компания предоставляет партнерам скидку к уплачиваемому ими сервисному сбору. Размер такой скидки по каждой акции определяется компанией и доводится до партнера. Итоговые расчеты между компанией и партнерами производятся по окончании месяца. При этом компанией установлен минимальный размер сервисного сбора, который не может быть ни при каких условиях уменьшен на сумму скидки. Специалисты налогового ведомства указали, что поскольку в соответствии с программой лояльности, являющейся частью договора между компанией и партнерами, предусмотрено уменьшение величины сервисного сбора на сумму скидки, рассчитанной в связи с участием партнера в акциях, в целях определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль учитывается сервисный сбор, уменьшенный на сумму скидок, предоставляемых компанией партнерам, до минимального размера сервисного сбора.
Отметим, что вышеописанный порядок учета действует, когда предусмотренная договором скидка изменяет цену товара. Если же скидка цену товара не изменяет, применяется подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ (письмо Минфина России от 14.04.2017 № 03‑03‑06/1/22268).
Согласно указанной норме, расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий, в частности объема покупок, включаются в состав внереализационных расходов для целей налога на прибыль организаций.