В деле, рассмотренном в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2022 № 88-20355/2022, арбитры сочли незаконным увольнение работника, который представил поддельный диплом о высшем образовании.
Суть дела
Работник с 20 марта 2003 г. трудился в детской спортивной школе в должности тренера-преподавателя по самбо. При приеме на работу он представил необходимый пакет документов. Вместо диплома об образовании он показал справку об обучении, а диплом представил позже, 1 сентября 2003 г.
При проверке документов в январе 2021 г. диплом работника о наличии высшего образования показался директору подозрительным. Он сделал запрос в университет, где обучался работник, с целью подтверждения подлинности диплома. На данный запрос пришел ответ о том, что диплом в 2003 г. работнику не выдавался, под регистрационным номером диплом выдан другому лицу.
Работник был уволен по п. 11 ст. 81 ТК РФ в связи с представлением работодателю подложных документов при заключении трудового договора.
Не согласившись с увольнением, работник обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
Решение судов
Суды трех инстанций требования работника удовлетворили. При этом они исходили из следующего.
При поступлении на работу представление соискателем в соответствии со ст. 65 ТК РФ определенных документов является элементом процедуры заключения трудового договора. Оно направлено в том числе на установление соответствия лица, поступающего на работу, предъявляемым к нему требованиям, вследствие чего документы не должны быть подложными.
Из разъяснений, содержащихся в п. 51 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», следует, что в силу п. 11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом необходимо учитывать, что если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ст. 81 ТК РФ, а не по п. 11 ст. 77 ТК РФ.
В рассматриваемом случае юридически значимыми обстоятельствами являются выяснение вопроса о том, какие квалификационные требования предъявлялись к должности тренера-преподавателя на момент трудоустройства, а также имел ли место факт предоставления работником подложного документа об образовании при трудоустройстве.
Требования к квалификации на должность тренера-преподавателя содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н. Это высшее или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Суды указали, что оформление 20 марта 2003 г. трудовых отношений между сторонами не противоречило п. 10 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37, в силу которого лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
У работника имелось неоконченное высшее образование. В октябре 2003 г. он выиграл чемпионат мира и решением квалификационной комиссии Комитета по физической культуре и спорту администрации области ему была присвоена высшая категория.
Таким образом, работник был принят на работу на должность, не требовавшую только высшее профессиональное образование. При трудоустройстве документ об образовании не предоставлял. Поддельный диплом работник принес позже, уже после трудоустройства, что не имело значения для принятия руководителем решения о приеме работника на должность тренера-преподавателя.
В результате суды пришли к выводу, что у работодателя не было оснований для увольнения работника по п. 11 ст. 81 ТК РФ.