Московский городской суд в Апелляционном определении от 05.10.2022 по делу № 33-34954/2022 счел незаконным увольнение за прогул работника, который самостоятельно продлил отпуск на время болезни и при этом неверно определил дату выхода на работу.
Суть дела
Работница занимала должность заместителя директора по рознице и трудилась как в офисе, так и удаленно. Ей был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на период с 16 по 27 августа 2021 г.
В период с 12 по 24 августа 2021 г. работница была временно нетрудоспособна, о чем ей был выдан листок нетрудоспособности. 24 августа 2021 г. она обратилась к работодателю с заявлением о продлении отпуска на девять дней в связи с временной нетрудоспособностью. Данное заявление было направлено на электронную почту начальника отдела кадров. Не получив ответа и полагая, что отпуск должен быть продлен, работница на работу не выходила.
6 и 7 сентября 2021 г. работодателем составлены акты об отсутствии работницы на рабочем месте. 15 сентября был составлен акт об отказе работницы представить письменные объяснения по факту отсутствия на рабочем месте, и в этот же день она была уволена за прогул.
Работница обратилась в суд с требованием признать увольнение за прогул незаконным, изменить формулировку увольнения на собственное желание и дату увольнения, а также выплатить средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Решение судов
Суд первой инстанции удовлетворил требования работницы, и апелляционный суд это решение поддержал.
Суды приняли во внимание объяснение работницы о том, что, поскольку ей был предоставлен отпуск с 16 по 27 августа 2021 г., а 28 и 29 августа 2021 г. являлись выходными днями, она полагала, что отпуск продлевается с 30 августа 2021 г. на девять календарных дней. То есть днем выхода на работу является 8 сентября 2021 г.
Согласно ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника. В силу п. 18 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР от 30.04.30 № 169, если причины, мешающие работнику уйти в отпуск, наступили до его начала, то новый срок отпуска определяется по соглашению нанимателя с работником. Если же эти причины наступили во время пребывания работника в отпуске, то срок возвращения из отпуска автоматически удлиняется на соответствующее количество дней, причем работник обязан немедленно уведомить об этом нанимателя.
Признавая незаконным увольнение за прогул, суды исходили из того, что с учетом общей продолжительности временной нетрудоспособности с 12 по 24 августа 2021 г., продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска с 16 по 27 августа 2021 г., волеизъявления работницы о продлении ежегодного оплачиваемого отпуска на количество дней временной нетрудоспособности днем окончания ежегодного отпуска являлось 5 сентября 2021 г. Однако, несмотря на предпринятые работницей попытки по согласованию продления отпуска в связи с ее нетрудоспособностью, работодателем срок предоставляемого ей отпуска не определен, дата выхода из отпуска не установлена, работница надлежащим образом не была извещена о дате выхода на работу.
Продление работницей отпуска на 6 и 7 сентября 2021 г. обусловлено ее заблуждением, а не связано с ее недобросовестным поведением. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности обязательным условием является наличие его вины. В данном случае ситуация, при которой стало возможным нарушение работником трудовых обязанностей, повлекшее привлечение к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за прогул, стала возможной в результате действий работодателя. Поэтому оснований для привлечения работницы к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за прогул у работодателя не имелось.
Как складывается судебная практика
Суды в подобных случаях, как правило, поддерживают работников. Так, Второй кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 04.03.2021 по делу № 88-5198/2021 рассмотрел похожую ситуацию, когда работник заболел в отпуске и самостоятельно продлил отпуск на дни болезни. Из-за этого он был уволен за прогул. Суд указал, что работник воспользовался правом продления ежегодного оплачиваемого отпуска ввиду временной нетрудоспособности, имевшей место в период такого отпуска. В связи с этим у работодателя не имелось оснований полагать, что работник отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин.
А Девятый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 28.10.2021 № 88-7994/2021 по делу № 2-1651/2021 указал, что несвоевременное представление работником работодателю документов, подтверждающих факт временной нетрудоспособности, не может считаться виновным нарушением работником норм трудового законодательства. Поскольку работник заболел в отпуске, работодатель был обязан продлить отпуск на дни болезни. Поэтому отсутствие работника не является прогулом. Подробнее об этом деле см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 13, 2022.