Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 14.11.2022 № 88-27123/2022 признал незаконным увольнение работницы по собственному желанию за несколько дней до окончания срочного трудового договора.
Суть дела
Работница трудилась в компании, где с ней неоднократно заключались срочные трудовые договоры. При этом заключению очередного срочного трудового договора всегда предшествовало увольнение работницы.
26 ноября 2020 г. ей поступило уведомление от работодателя о том, что 4 декабря 2020 г. истекает срок заключенного с ней трудового договора. В этот момент работница находилась на больничном и подписывать уведомление не стала. Директор попросил работницу написать заявление об увольнении. При этом он уверил ее, что написание заявления — это всего лишь формальность, как и было до этого, далее с ней будет заключен трудовой договор на новый срок. Работница написала заявление об увольнении, и 30 ноября 2020 г. была уволена на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию). Однако в последующем новый срочный трудовой договор с ней так и не был заключен.
Работница обратилась в суд с требованием признать приказ об увольнении незаконным.
Решение первой инстанции
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом он исходил из того, что, написав заявление об увольнении, работница добровольно выразила свое волеизъявление на прекращение трудовых отношений с работодателем. Поэтому у последнего были все основания для ее увольнения по п. 3 ст. 77 ТК РФ.
Позиция апелляции и кассации
Апелляционный и кассационный суды признали увольнение незаконным. По их мнению, суд первой инстанции ограничился лишь формальным указанием на добровольность написания работницей заявления об увольнении по собственному желанию. При этом он не выяснил, являлись ли действия работницы по подаче данного заявления добровольными и осознанными, разъяснялись ли ей последствия подачи такого заявления.
Между тем из содержания иска работницы следует, что она не имела намерения прекращать трудовые отношения по собственной инициативе. Заявление об увольнении по собственному желанию она написала, полагая, что это всего лишь формальность, как и было до этого, и что далее с ней будет заключен трудовой договор на новый срок. Доказательства, опровергающие это, работодатель не представил.
О нежелании работницы увольняться свидетельствует также факт подачи ею после увольнения работодателю заявления об отзыве заявления об увольнении и ее обращение в трудовую инспекцию.
В результате суды признали незаконным увольнение работницы 30 ноября 2020 г. по п. 3 ст. 77 ТК РФ и обязали работодателя изменить формулировку увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора с датой увольнения 4 декабря 2020 г.