Если в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, применяется регулируемая арендная плата, арендодатель вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 26.12.2022 № 305-ЭС22-18408 по делу № А40-197947/2021 |
Истец |
Департамент городского имущества города Москвы |
|
Ответчик |
ООО «РН-Трейд» |
Суть дела
В 2006 г. департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка для строительства гаража-стоянки, который в 2012 г. дополнили пунктом, согласно которому в случае нарушения сроков проектирования и строительства объекта размер арендной платы увеличивается в два раза за каждые шесть месяцев с даты истечения срока проектирования объекта или сдачи его в эксплуатацию до даты фактического завершения проектирования или сдачи объекта в эксплуатацию в установленном порядке (постановление Правительства Москвы от 11.09.2007 № 793-ПП «О дополнительных мерах <…>», далее — постановление № 793-ПП).
Ссылаясь на то, что в установленный срок гараж-стоянка не был построен, арендодатель произвел расчет арендной платы за период с 01.10.2020 по 31.03.2021 по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка и предложил обществу (ответчику), к которому перешли права и обязанности по договору, уплатить задолженности и неустойки с 06.10.2020 по 31.03.2021.
В связи с неисполнением претензии арендодатель обратился в суд.
Выводы судов и ВС РФ
Суды удовлетворили исковые требования, ссылаясь на постановление № 793-ПП и договор.
СКЭС ВС РФ отменила судебные акты в связи с нижеследующим.
В отдельных случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным органом (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ).
К договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (п. 3 ст. 65 ЗК РФ) (далее — регулируемая арендная плата).
Исходя из позиции п. 19 постановления Пленума от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики <…>» арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Спорный договор аренды был заключен после введения в действие Земельного кодекса.
Постановлением № 793-ПП на департамент земельных ресурсов г. Москвы (правопредшественник истца) была возложена обязанность предусматривать в договорах аренды земельных участков условие об увеличении арендной платы в два раза за каждые шесть месяцев с даты истечения срока проектирования объекта или сдачи его в эксплуатацию до даты фактического завершения проектирования или сдачи объекта в эксплуатацию в установленном порядке.
Постановление № 793-ПП признано утратившим силу постановлением Правительства г. Москвы от 05.11.2019 № 1439-ПП.
Таким образом, после вступления в силу постановления № 1439-ПП условие договора при расчете арендной платы по спорному договору применению не подлежит.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 ГК РФ.
Таким образом, ВС РФ посчитала ошибочным вывод судов о том, что размер арендной платы за спорный период подлежал исчислению в повышенном размере после утраты законной силы постановления № 793-ПП в силу нормативного характера регулирования арендной платы.