Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 22.11.2022 № 88-31045/2022 разобрался с тем, является ли законным отказ работодателя восстановить в прежней должности беременную работницу, которая уволилась по собственному желанию и после увольнения хотела отозвать свое заявление об увольнении.
Суть дела
26 ноября 2021 г. работница устроилась в компанию на работу с испытательным сроком три месяца.
Проработав чуть больше месяца, работница 29 декабря 2021 г. подала заявление об увольнении по собственному желанию. Увольнение состоялось 30 декабря 2021 г. с внесением записи в трудовую книжку и с выплатой причитающихся работнице денежных средств.
После увольнения, 10 января 2022 г., работница обратилась к бывшему работодателю об отзыве своего заявления об увольнении, приложив справку женской консультации о беременности на 10 января 2022 г. четыре-пять недель.
Бывший работодатель в восстановлении в прежней должности отказал. По его мнению, работница самостоятельно написала заявление об увольнении по собственному желанию. Поскольку она находилась на испытательном сроке, в силу положений ст. 71 ТК РФ она имела право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя за три дня. После увольнения на ее должность было принято другое лицо. Работнице были предложены иные должности, от занятия которых она отказалась.
Работница обратилась в суд с требованием признания увольнения незаконным, восстановления в прежней должности, взыскания компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда.
Решение судов
Суды трех инстанций требования работницы удовлетворили. Они указали, что в день увольнения работница была беременной, что могло повлиять на ее волеизъявление при подаче заявления об увольнении. Ведь увольнение лишает женщину предусмотренных законом соответствующих гарантий и компенсаций в связи с рождением ребенка.
Учитывая, что иные источники дохода, а также предложения о трудоустройстве от других работодателей у работницы отсутствовали, суды признали обоснованными доводы работницы о том, что увольняться с работы и лишаться последующих причитающихся в связи с рождением ребенка выплат по собственной воле она намерений не имела.
Кроме того, суды усмотрели нарушение работодателем процедуры увольнения. Они указали, что для защиты интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях за ним закреплено право отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении (если только на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому не может быть отказано в заключении трудового договора). В заявлении об увольнении работница не указала дату увольнения. Между работодателем и работницей не было достигнуто соглашение относительно увольнения с даты, наступающей до истечения трехдневного срока, предусмотренного ст. 71 ТК РФ. Таким образом, приняв решение об увольнении 30 декабря, работодатель тем самым нарушил законное право работника, находящегося на испытательном сроке, до истечения трехдневного срока предупреждения об увольнении в любое время отозвать свое заявление.
Анализ судебной практики показывает, что работодатель обязан восстановить работницу, которая уволилась по собственному желанию, не зная, что она беременна, и впоследствии отозвала свое заявление (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2021 по делу № 88-3344/2021, 33-18619/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2018 по делу № 33-50325/2018).