Текст законопроекта с поправками в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ) размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и находится на стадии публичного обсуждения, которое закончится 20 марта 2023 г.
Взаимодействие с покупателями (клиентами)
Предлагается дать пользователям ККТ новую возможность исполнения обязанности по передаче покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности. Она предусматривается новым подп. 2 п. 3 ст. 1.2 Закона о ККТ и заключается в том, что пользователь ККТ сможет передавать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности через информационный ресурс уполномоченного органа, используемый покупателем (клиентом) в целях получения кассовых чеков и (или) бланков строгой отчетности и хранения ранее выданных или направленных такому покупателю (клиенту) кассовых чеков или бланков строгой отчетности. Это будет обеспечиваться путем включения в состав кассового чека или бланка строгой отчетности абонентского номера или адреса электронной почты, внесенного покупателем (клиентом) в информационный ресурс уполномоченного органа. Для такого способа нужно будет иметь согласие покупателя (клиента) на получение кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме через информационный ресурс уполномоченного органа.
Уточняются обязанности пользователей ККТ при осуществлении расчетов, указанных в п. 5 и 5.3 ст. 1.2 Закона о ККТ (расчеты в безналичном порядке в интернете и расчеты в безналичном порядке, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом). В новой редакции п. 5.4 ст. 1.2 Закона о ККТ планируется установить, что при вышеуказанных расчетах пользователь обязан обеспечить покупателю (клиенту) возможность предоставления своих данных (абонентский номер, адрес электронной почты) до момента осуществления расчета для направления кассового чека в электронной форме, сформировать и передать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара, окончания выполнения работы, оказания услуги.
В новом п. 11.1 ст. 2 Закона о ККТ предлагается прописать порядок применения ККТ при расчетах с покупателем (клиентом) через третье лицо. Так, если деньги от покупателя (клиента) в наличном или безналичном порядке за товары (работы, услуги) поставщика принимает третье лицо, именно оно должно применять ККТ. А поставщик товаров (работ, услуг) вправе по такому расчету не использовать ККТ.
Освобождение от применения ККТ
Предлагается освободить от применения ККТ организации, осуществляющие деятельность платежного агрегатора от имени оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (новый п. 1.2 ст. 2 Закона о ККТ).
В настоящее время компании с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья. В новой редакции п. 2 ст. 2 Закона о ККТ планируется «прием от населения стеклопосуды и утильсырья» заменить словами «сбор тары и пригодных для вторичного использования материалов».
ККТ можно будет не применять не только образовательным организациям при оказании услуг населению в сфере образования и физкультурно-спортивным организациям при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта, но и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, при условии, что соответствующий вид деятельности является основным. Такие поправки планируется внести в п. 13 ст. 2 Закона о ККТ.
Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ
Предлагается добавить новый способ подачи заявления о регистрации, перерегистрации ККТ или ее снятии с учета — через личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (новая редакция п. 1 ст. 4.2 Закона о ККТ). Через такой личный кабинет также можно будет передавать сведения, предусмотренные п. 10 ст. 4.2 Закона о ККТ, а также получать карточку регистрации ККТ и карточку о снятии ККТ с регистрационного учета (новые редакции п. 10 и 11 ст. 4.2 Закона о ККТ).
Согласно новому п. 3.1 ст. 4.2 Закона о ККТ при регистрации ККТ, применяемой в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, пользователь вправе будет не передавать в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации, предусмотренные п. 3 ст. 4.2 Закона о ККТ, если такой отчет будет направлен пользователем в электронной форме в налоговый орган через оператора фискальных данных. Датой подачи отчета о регистрации ККТ в этом случае будет считаться дата его передачи оператору фискальных данных.
В новом п. 4.1 ст. 4.2 Закона о ККТ планируется прописать, что при перерегистрации ККТ, применяемой в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, в связи с заменой фискального накопителя пользователь вправе будет не подавать в налоговый орган заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ. Но при этом он должен направить в налоговый орган в электронной форме через оператора фискальных данных отчет об изменении параметров регистрации, сформированный в связи с заменой фискального накопителя. Датой направления отчета будет считаться дата его передачи оператору фискальных данных.
С десяти до пяти рабочих дней планируется сократить срок выдачи пользователю карточки регистрации ККТ и карточки о снятии ККТ с регистрационного учета (новая редакция п. 7 ст. 4.2 Закона о ККТ).
Обязанности изготовителей ККТ
Новым п. 2.2 ст. 3 Закона о ККТ предлагается установить, что в случае изменения наименования изготовителя модели (версии модели) ККТ и (или) его организационно-правовой формы указанный изготовитель в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ обязан уведомить о таком изменении уполномоченный орган.
В случае если изготовитель модели (версии модели) ККТ передает права по изготовлению этой модели (версии модели) другой организации, новый изготовитель такой модели (версии модели) и изготовитель этой модели (версии модели) ККТ, сведения о которой содержатся в реестре ККТ, уведомляют уполномоченный орган об изменении изготовителя такой модели (версии модели) ККТ, с представлением следующих сведений:
-
полное наименование нового изготовителя модели (версии модели) ККТ с указанием организационно-правовой формы;
-
ИНН, присвоенный новому изготовителю модели (версии модели) ККТ;
-
наименование модели (версии модели) ККТ, включенной в реестр ККТ, в отношении которой вносятся изменения в сведения об изготовителе.
Уполномоченный орган на основании вышеуказанного уведомления в течение 15 календарных дней вносит соответствующие изменения в реестр ККТ.
Прочие поправки
В пункте 21 ст. 4 Закона о ККТ предлагается уточнить, что ККТ должна содержать только один фискальный накопитель внутри корпуса.
Пункт 8 ст. 4.7 Закона о ККТ планируется дополнить положением, что обязательными к использованию форматами фискальных документов могут быть определены дополнительные требования к качеству печати и размеру символов фискальных документов, отпечатанных на бумажных носителях, к качеству печати и размеру QR-кода на фискальных и иных документах, отпечатанных на бумажных носителях, а также к качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов и иных компьютерных устройствах.
В пункте 8 ст. 4.7 Закона о ККТ предлагается уточнить, что подразумевается под четкостью реквизитов кассового чека или бланка строгой отчетности. Высота символов (строчные буквы) должна быть не менее 2 мм, интервал между строками символов — не менее 0,5 мм, а контрастность символов — не менее 40%.