Конституционный суд РФ в постановлении от 27.03.2023 № 11-П разъяснил, как должен действовать работодатель, чтобы его не привлекли к ответственности за допуск к управлению самоходной машиной водителя с недействующим водительским удостоверением.
Суть дела
Гражданин был лишен водительских прав на полтора года за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.07.2021 № 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» (далее — Закон № 297-ФЗ), ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ, а также п. 44 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.07.99 № 796, лишение водительских прав является основанием для лишения права на управление самоходными машинами.
В день вынесения судебного решения гражданин сдал в ГИБДД водительское удостоверение, но оставил при себе удостоверение тракториста-машиниста (тракториста). С этим удостоверением он устроился на работу в компанию в качестве водителя уборочно-погрузочной машины.
Инспектором технадзора ГИБДД компания была привлечена к административной ответственности по ст. 12.32 КоАП РФ за допуск к управлению уборочно-погрузочной машиной гражданина, который ранее был лишен права управления транспортными средствами. Штраф составил 100 тыс. руб.
Решение судов
Компания со штрафом не согласилась. Она считала, что, поскольку гражданин при устройстве на работу утаил факт лишения его водительских прав, предъявив при этом удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), у компании не было возможности, соблюдая требования действующего законодательства, выяснить, был лишен гражданин права управления транспортными средствами или нет.
Компания обратилась в суд, приложив к жалобе ответ Управления государственного технического надзора области, в котором со ссылкой на требования законодательства о персональных данных сообщалось об отсутствии без согласия гражданина возможности предоставления сведений о лишении его удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).
Однако суды, в том числе Верховный суд, посчитали законным привлечение компании к административной ответственности, указав при этом, что законодательство о персональных данных не препятствует получению от работника согласия на обработку его персональных данных с целью истребования необходимых сведений по вопросу лишения конкретного лица права управления транспортными средствами.
Тогда компания подала жалобу в Конституционный суд на нарушение ее конституционных прав ч. 2 ст. 2.1 и ст. 12.32 КоАП РФ, поскольку они вынуждают работодателей для предотвращения допуска к управлению самоходной машиной лиц, не имеющих соответствующего права, незаконно требовать от работника (претендента на трудоустройство) предоставления согласия на обработку его персональных данных, что нарушает законодательство о персональных данных, в соответствии с которым субъект персональных данных дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе, и трудовое законодательство, запрещающее требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом.
Вердикт Конституционного суда
Проанализировав положения Закона № 297-ФЗ, Конституционный суд указал, что при заключении трудового договора с водителем самоходной машины работодатель обязан убедиться в наличии у него удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), подтверждающего право управления самоходными машинами соответствующих категорий. Предъявление такого удостоверения работодателю позволяет последнему предположить наличие у соискателя права управления самоходными машинами. На оценку обоснованности такого предположения в принципиальном плане не влияет то, что им одновременно не предъявлено водительское удостоверение. Объясняется это тем, что согласно подп. «г» п. 11 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.07.99 № 796, наличие российского национального водительского удостоверения на право управления транспортным средством предусматривается в качестве одного из условий для допуска к сдаче экзаменов на право управления самоходными машинами только для трех из девяти категорий (подкатегорий) самоходных машин. Значит, лицо, претендующее на право управления самоходными машинами, относящимися к иным шести категориям, может не иметь водительского удостоверения, тем более что речь идет о допуске к сдаче экзамена на право управления, а не к управлению самоходной машиной, вследствие чего наличие водительского удостоверения не может служить критерием при принятии решений о приеме на работу и допуске к управлению такими машинами. Однако нужно учитывать, что предъявленное удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) должно быть действующим, поскольку само по себе оно не гарантирует наличия у его обладателя права на управление самоходными машинами.
Законом № 297-ФЗ предусмотрен государственный учет самоходных машин и других видов техники в федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним. С 1 сентября 2022 г. в эту систему вносятся сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами, и лицах, лишенных права управления транспортными средствами. Информация, содержащаяся в федеральной системе, предоставляется пользователям информации без взимания платы. Таким образом, с 1 сентября 2022 г. неограниченный круг субъектов, включая юридических лиц, обрел возможность (без взимания с них платы) с помощью интернета получать из указанной федеральной государственной информационной системы достоверную информацию о действительности удостоверений тракториста-машиниста (тракториста). Для этого им достаточно обладать не относящимися к персональным данным работника (водителя) сведениями о серии и номере такого удостоверения, а также о дате его выдачи.
До 1 сентября 2022 г. проверка работодателями действительности предъявленных удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) не была обеспечена необходимыми организационно-информационными ресурсами, поскольку юридические лица не обладали надлежащими и при этом зависящими только от них правомочиями для такой проверки. Но это не означает, что они вовсе не могли осуществить каких-либо действий по проверке представленных им удостоверений. Работодатели вправе были опросить претендующее на допуск к управлению самоходной машиной лицо о его предшествующем водительском опыте, об отсутствии фактов применения к нему административных наказаний за нарушение безопасности дорожного движения, а также предложить дать согласие на обработку своих персональных данных, с тем чтобы направить обращение в уполномоченные органы с запросом о том, является ли удостоверение действующим.
Таким образом, принимая во внимание категорический запрет допуска к управлению самоходной машиной водителя, не имеющего права управления указанным транспортным средством, и предусмотренную ст. 12.32 КоАП РФ ответственность за его нарушение, работодатели не должны ограничиваться исключительно выяснением наличия у соответствующего лица удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), не предпринимая никаких доступных мер для установления действительности такого удостоверения.
В результате Конституционный суд признал положения ч. 2 ст. 2.1 и ст. 12.32 КоАП РФ не противоречащими Конституции РФ.