Властям стоит уберечься от излишнего информационного оптимизма

| статьи | печать

У населения и так завышенный экономический оптимизм, как показали анализ психологического состояния общества и прогноз его динамики в 2023 г., представленные в квартальном прогнозе Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.

Авторы анализа констатируют, что в 2023 г. население России выступило в целом с наиболее позитивными за последние годы экономическими ожиданиями. Самые оптимистические ожидания от динамики ВВП в 2023 г. демонстрируют группы работников бюджетной сферы, самые негативные — собственники малого и среднего бизнеса.

По данным мониторинга, проводимого Институтом психологии РАН, после двух скачков роста тревожно-депрессивной симптоматики в 2022 г. (первый из них был связан с началом СВО, а второй — с частичной военной мобилизацией) психоэмоциональное состояние россиян несколько улучшилось, хотя до сих пор еще не вернулось к домобилизационному уровню лета 2022 г. В марте 2023 г. доля респондентов, отмечающих у себя симптомы депрессии, составила 37%, а респондентов, указывающих на симптомы трудноуправляемой тревоги, — 22%. У работников частного сектора депрессия и тревога выражены выше, чем среди бюджетников. Наиболее высокие показатели психологического благополучия отмечаются в высокодоходных группах, а также среди россиян с низким уровнем образования, жителей малых городов и сел.

Среди респондентов, принявших участие в онлайн-опросе по общероссийской репрезентативной выборке, проведенном ИП РАН совместно с ВЦИОМ 18—19 марта 2023 г., 62% в той или иной мере согласились с тем, что россияне смогут изменить жизнь в стране к лучшему, а 49% — что наши дети будут жить лучше нас.

Результаты опросов ФОМ показывают, что оптимистические ожидания потребителей существенно выросли в мае 2022 г. и к февралю 2023 г. достигли самого высокого уровня за последние пять лет.

Существенное усиление позитивных макроэкономических ожиданий в январе — марте 2023 г. по сравнению с оценками 2022 г. позволяет ученым оценить их как завышенные — связанные не с началом экономического роста, а с тем, что пессимистические ожидания людей 2022 г. не оправдались.

Ожидания населения

На 2023 г. большинство россиян не ждут резких изменений как в худшую, так и в лучшую сторону. При этом по данным мониторинга АННИО «Институт психолого-экономических исследований» к концу 2023 г. и на I квартал 2024 г. все слои населения России ждут существенного увеличения госрасходов и в целом временного улучшения экономического положения, что в массовом сознании связывается с предстоящими президентскими выборами в России. С этим же фактом связывается и ожидание завершения СВО к концу 2023 г.

На основании экономических ожиданий авторы анализа выделяют три основных кластера респондентов:

  • собственники малого и среднего бизнеса. Ожидания и модели экономического поведения в конце 2022 — I квартале 2023 г. выстраиваются как умеренно пессимистические, связанные с двумя сценариями развития экономики России: а) движение в сторону увеличения административно-плановых компонентов (модель ­СССР 2.0); б) дальнейшее укрупнение капиталов. Оба сценария воспринимаются как крайне негативные для сохранения малого и среднего бизнеса. Кроме того, представители данного кластера не видят существенного внимания к себе со стороны власти ни в период пандемии коронавируса, ни в период СВО. Данная группа не готова привлекать заемные средства или инвестировать по крайней мере в первой половине 2023 г.;

  • группа, в которой есть мобилизованные и/или служащие по контракту в СВО, ранее имевшие низкие или средние доходы по региону. Данная группа планирует рост собственных расходов на период со второй половины 2023 г. и особенно после окончания СВО (в скорое окончание которой данная группа не верит). На период продолжения СВО дополнительные доходы, полученные за счет выплат по военным контрактам, сберегаются на черный день, а также направляются на погашение имеющихся задолженностей и закрытие «дыр в семейном хозяйстве»;

  • основная часть населения России, ожидающая позитивные изменения в экономике. В данном кластере преобладают оптимистические ожидания и одновременно с этим наблюдается высокий уровень тревожности. Экономические стратегии в данной группе настроены на самостоятельную адаптацию к сложившейся ситуации (снижение уровня патернализма), а также на ожидание сохранения стабильности экономики без резких изменений в лучшую или худшую стороны.

«Развитие экономической паники в текущих условиях может возникнуть только при субъективно неожиданных и катастрофических событиях. При этом любые положительные (даже незначительно превышающие ожидания) изменения в экономике и в социальном устройстве по итогам 2023 г. будут приводить к росту оптимизма и поддерживать положительные оценки экономического развития страны», — считают ученые.

По их оценкам, исходя из текущего уровня экономических ожиданий, при сохранении существующего направления макроэкономической и информационной политики государства можно ожидать умеренного роста потребления и инвестиций в конце III квартала 2023 г. Любые положительные события во внешнеполитической и экономической сферах способны выступить триггером роста инвестиций в диапазоне одного-двух месяцев после их возникновения.

Ключевым фактором тревожности и выбора сберегательной стратегии россиянами выступает непонимание целей и непрозрачность действий государства на период 2023—2024 гг. Публичную артикуляцию задач государства без завышенных обещаний и в максимально объективном ключе большинство респондентов отмечает как возможный источник роста доверия к власти и фактор спокойствия.

В среднесрочной перспективе ожидания населения России связаны с тем, что на практике будет реализовываться инерционный сценарий, который в случае совпадения этих ожиданий с практикой будет воспринят более чем 80% населения как субъективно-пессимистический, ведущий Россию в тупик. Авторы анализа предупреждают, что подобный сценарий с социально-психологических и политико-психологических позиций несет в себе существенные риски внутренней дестабилизации в 2024 г.

По данным мониторинга АННИО «Институт психолого-экономических исследований», ухудшение макроэкономической ситуации одной группой населения (около 28%) будет воспринято как дополнительный повод для ориентации только на свои собственные силы и самостоятельной экономической активности, а другой группой (около 46%) — как свидетельство неэффективности экономической политики. Ожидания роста цен во всех группах носят умеренно оптимистический характер (по продовольственным товарам население ожидает роста цен до 10%, по промышленным товарам и бытовой технике — на 25—30%, что существенно оптимистичнее последних четырех лет).

Как действовать

Ученые считают, что сложившаяся картина ожиданий населения России делает возможной реализацию следующих опций в рамках экономической политики:

  • для поддержки позитивных экономических ожиданий россиян необходимо сдерживать инфляцию и безработицу. Важно не допускать резкого снижения курса рубля, чтобы не подстегивать рост негативных инфляционных ожиданий;

  • в среднесрочной перспективе ближайших двух лет необходимо продолжить поддержку незащищенных социальных групп, а также ввести дополнительные меры по снижению социального неравенства, в том числе рассмотреть возможность введения прогрессивной шкалы налогов;

  • в краткосрочной перспективе любое официальное объявление стратегии преобразования российской экономики, сформулированное от имени Правительства и/или Президента РФ в период до августа 2023 г., будет воспринято как оправдание надежд на структурные изменения. Подобная линия поведения фактически при любых макроэкономических показателях даст минимум год на проведение экономической политики без существенных рисков внутренней дестабилизации, указывают специалисты. Позитивно на экономический оптимизм высокодоходных групп будут влиять инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, стимулирование активности самозанятых и малых предпринимателей, а также информация об открытии ранее закрывшихся и новых промышленных предприятий;

  • информирование из официальных источников не должно носить однозначно оптимистический характер, поскольку в противном случае осуществляется воздействие на и так завышенные ожидания населения в большую сторону, что при невыходе на эти макроэкономические параметры вызовет резкое снижение экономического оптимизма и падение уровня доверия к правительству;

  • основной экономической угрозой для значительной части населения выступает комбинация двух основных факторов: а) риск потери рабочего места; б) отсутствие возможностей сохранить свои сбережения, защитив их от инфляции. «Действия правительства, направленные на защиту россиян от этих угроз, способны существенно повысить уровень субъективного экономического благополучия в стране», — заключают ученые.

 

Экономические ожидания населения в 2023 г. (по данным мониторинга АННИО «Институт психолого-экономических исследований», № 6234, ноябрь — декабрь 2022 г.; № 6503, март 2023 г.)

Прогнозные показатели в 2023 г.

Субъективные ожидания населения

январь 2022 г.

IV кв. 2022 г.

I кв. 2023 г.

по итогам 2023 г.

В среднем по населению России

Реальный уровень инфляции, %

37

16

12

9

Субъективная корректировка официального уровня инфляции, множитель

1,5

1,5

2,0

2,0

Темпы изменения ВВП, %

–5

–5

–1

–2

Источник: ИНП РАН