В апреле 2023 г. в Госдуму было внесено несколько законопроектов, в том числе правительственных, предусматривающих внесение изменений в Налоговый кодекс. В этом материале мы рассмотрим суть предлагаемых поправок и то, чем они вызваны.
Перенос срока уплаты налоговых платежей
Действующий с этого года институт единого налогового платежа предусматривает единую дату перечисления налогов в бюджет — 28-е число каждого месяца. И даже если налогоплательщик произведет уплату в более ранний срок, перечисленные им средства раньше в бюджет не поступят. Они будут аккумулированы на едином налоговом счете, и зачисление этих денежных средств в бюджет произойдет только после 28-го числа. То есть до 28-го числа на счет бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования ничего, кроме погашения задолженности, не зачисляется. В связи с этим возникает риск кассовых разрывов для оплаты расходных обязательств (работ, услуг по контрактам, социальных выплат, зарплаты работникам бюджетной сферы и др.) субъектов РФ и муниципальных образований.
Поскольку распределение налоговых доходов идет через орган федерального казначейства, данный фактор увеличивает срок прохождения налогового платежа с единого налогового счета на счет бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования. В результате зачисление налоговых доходов в бюджеты происходит на третий рабочий день, то есть 30-го или 31-го числа.
Между тем в 2023 г. в феврале, апреле, мае, июле, октябре и декабре 28-е число приходится на последний рабочий день месяца, пятничный или выходной день. В этих случаях зачисление доходов в региональные и муниципальные бюджеты будет производиться только в следующем месяце, что усиливает риски кассового разрыва.
Для предотвращения такого разрыва законопроектом № 329159-8 предлагается внести изменения в Налоговый кодекс в части переноса срока уплаты налоговых платежей с 28-го на 25-е число каждого месяца.
Особенности налогообложения ИП-старателей
В целях законодательного урегулирования деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями россыпного золота Правительство РФ представило в Госдуму проект федерального закона «О старательской деятельности» (№ 343102-8), а также законопроект № 343104-8 с изменениями в ст. 161 и 217 НК РФ.
Последний законопроект подготовлен в целях установления особенностей налогообложения НДС и НДФЛ при реализации старателем, признаваемым индивидуальным предпринимателем, драгоценных металлов, добытых им при осуществлении старательской деятельности.
Предлагается внести в ст. 161 НК РФ изменения, согласно которым НДС в отношении осуществляемых старателем операций по реализации добытых драгоценных металлов, подлежащих налогообложению НДС, исчисляет и уплачивает в бюджет покупатель данных товаров, признаваемый налоговым агентом. Возложение обязанности по исчислению и уплате НДС на лиц, приобретающих у старателя драгоценные металлы, добытые им при осуществлении старательской деятельности, Правительству РФ представляется целесообразным, поскольку уменьшит затраты старателей на ведение документов, применяемых при расчетах по НДС, а также будет способствовать эффективности администрирования указанных операций.
Также законопроектом предлагается внести в главу 23 НК РФ изменение, предусматривающее освобождение от обложения НДФЛ дохода, полученного в налоговом периоде старателем — индивидуальным предпринимателем от реализации добытого им одного килограмма золота в химически чистом виде при осуществлении старательской деятельности. В отношении дохода, полученного старателем от реализации добытого им золота, превышающего указанное количество, налогообложение НДФЛ предлагается осуществлять в общеустановленном порядке.
Пониженная ставка по налогу на прибыль
Правительственный законопроект № 343050-8 разработан в целях стимулирования производства аммиака и (или) водорода, получаемых при добыче газа горючего природного и (или) газового конденсата на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе.
Им предлагается внести изменения в ст. 284 и 342 НК РФ. В частности, планируется предоставить возможность законами субъектов РФ устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль по прибыли, полученной от деятельности по производству на новых производственных мощностях аммиака и (или) водорода исключительно из газа горючего природного и (или) газового конденсата, добытого на указанных участках недр. Пониженную ставку можно будет применять при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках такой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего субъекта РФ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной деятельности. Новыми производственными мощностями будут признаваться мощности по производству аммиака и (или) водорода, впервые введенные в эксплуатацию после 1 января 2025 г.
Также предлагается установить налоговую ставку по НДПИ при добыче газа горючего природного и (или) газового конденсата на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемых исключительно для производства аммиака и (или) водорода, в размере 0 руб.
НДФЛ работающих пенсионеров
Группа депутатов представила в Госдуму законопроект № 343764-8, предусматривающий внесение изменений в ст. 217 НК РФ. Предлагается освободить от обложения НДФЛ доходы пенсионеров, осуществляющих работу по трудовому или гражданско-правовому договору, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, в части налоговой базы, не превышающей 700 тыс. руб. Освобождение не будет распространяться на индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также тех, чьи доходы превышают 700 тыс. руб. в год в части суммы такого превышения.
По мнению разработчиков, предлагаемые поправки позволят компенсировать наиболее нуждающимся работающим пенсионерам отсутствие индексации их пенсии. Предел в 700 тыс. руб. взят исходя из того, что среднемесячная номинальная заработная плата россиян, по данным Росстата, в 2021 г. составляла 56 600 руб. То есть средний годовой доход составляет 679 400 руб. в год, или 700 тыс. руб. в случае округления в большую сторону.
Увеличение порога для УСН
Законопроектом № 336993-8 «О внесении изменений в главу 26-2 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации» предлагается увеличить порог для УСН с 200 млн до 400 млн руб. По мнению разработчиков законопроекта, это позволит применять УСН большему числу предпринимателей и будет являться стимулом для развития малого бизнеса, а также обеспечения занятости населения и сохранения рабочих мест.
Отметим, что Правительство РФ данное предложение не поддерживает. В своем заключении на законопроект оно указало, что с 1 января 2021 г. пороговое значение размера доходов для применения УСН уже повышено со 150 млн до 200 млн руб. Результатом дальнейшего повышения порогового значения станет увеличение числа налогоплательщиков, имеющих право на применение УСН. И поскольку применение УСН связано с полным или частичным освобождением от уплаты отдельных видов налогов, принятие закона приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы РФ.