Готовы правительственные поправки в Налоговый кодекс по основным направлениям налоговой политики

| статьи | печать

31 мая 2023 г. в Госдуму поступил законопроект № 369931-8 с изменениями в первую и вторую части НК РФ, а также в иные законодательные акты. Это второй вариант поправок в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики. Предыдущий вариант, внесенный в Госдуму 24 апреля 2023 г., через день был отозван Правительством РФ на доработку. В этом материале мы рассмотрим изменения в первую часть НК РФ и иные законодательные акты. А о поправках во вторую часть расскажем в следующем номере.

Поправки, направленные на пополнение бюджета

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, целью ряда поправок является увеличение ритмичности поступлений доходов в бюджет от налогов, сборов, страховых взносов.

Так, в настоящее время наблюдаются случаи помесячной уплаты страховых взносов, авансов по налогам в размере большем, чем это установлено Налоговым кодексом. Суммы этих платежей ежемесячно зачисляются в соответствующие бюджеты на основании также ежемесячно представляемых уведомлений. Однако на практике ежеквартально представляется налоговая отчетность (декларации, расчеты), в которой декларируется эта переплата. На сегодняшний день при представлении такой отчетности осуществляется возврат излишне уплаченных сумм, учитывая, что декларации и расчеты имеют приоритет над названными уведомлениями.

Законопроектом предлагается скорректировать правила учета переплаты в совокупной налоговой обязанности, когда уплаченные авансом суммы налогов и страховых взносов оказываются больше указанной в декларации (расчете) суммы. Согласно новому подп. 3.2 п. 5 ст. 11.3 НК РФ такая переплата будет учитываться только после проведения камеральной проверки декларации (расчета) и вступления в силу решения по проверке либо в течение 10 дней со дня окончания установленного ст. 88 НК РФ срока проведения камеральной проверки.

Положения Налогового кодекса приводятся в соответствие с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством в части установления порядка погашения ущерба, причиненного государству в результате неуплаты налоговых платежей. Предлагается установить отдельный платеж, при совершении которого лицо будет считаться погасившим нанесенный ущерб и, как указано в уголовном законодательстве, будет освобождено от уголовного наказания. Эти денежные средства, как и единый налоговый платеж, будут распределяться в установленной очередности, но это не повлияет на факт погашения нанесенного ущерба. В новой редакции подп. 6 п. 6 ст. 45 НК РФ прописывается, что суммы, перечисленные в счет возмещения ущерба, причиненного преступлениями, за совершение которых ст. 198—199.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, признаются уплаченными в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, вне зависимости от определения их принадлежности в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ после учета этих сумм на едином налоговом счете.

В статью 78 НК РФ добавляется новый п. 7. Им устанавливается, что при наличии у налогоплательщика — физического лица со дня направления ему налогового уведомления положительного сальдо единого налогового счета сумма, формирующая положительное сальдо его единого налогового счета, равная сумме налогов, подлежащих уплате на основании такого налогового уведомления, признается зачтенной в счет исполнения обязанности такого налогоплательщика по уплате указанных налогов в день наличия такого положительного сальдо, а в случае его отсутствия — в день формирования такого положительного сальдо. По мнению Правительства РФ, такой механизм потенциально сократит время поступления денежных средств в региональные и местные бюджеты с нынешнего срока (декабрь) до начала кампании по рассылке налоговых уведомлений (август — сентябрь).

Новым п. 8 ст. 78 НК РФ предусматривается, что при уменьшении совокупной обязанности лица на основании подп. 3.1, 3.2, 4, 5 п. 5 ст. 11.3 НК РФ, а также на основании п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ сумма, сформировавшая положительное сальдо единого налогового счета данного лица в результате такого уменьшения, признается зачтенной в счет исполнения предстоящей обязанности такого лица по уплате налога (сбора, страхового взноса), обязанность по уплате (перечислению) которого была уменьшена.

В период с 1 июня 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно хотят приостановить действие абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ. То есть в это время нельзя будет зачесть положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов.

Согласно ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 263-ФЗ) в течение 2023 г. уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ. Предлагается установить, что размер совокупной обязанности, сформированный на основании распоряжений на перевод денежных средств, представленных в соответствии с ч. 12 ст. 4 Закона № 263-ФЗ, подлежит обратной корректировке по истечении 30 дней со дня окончания срока, установленного законодательством о налогах и сборах для представления налоговых деклараций (расчетов) по соответствующим налогам (страховым взносам) в случае их непредставления в установленном порядке, за исключением налогов, по которым налоговая декларация должна быть представлена в налоговый орган по итогам календарного года.

Также новой ч. 12.2 ст. 4 Закона № 263-ФЗ устанавливается, что в течение 2023 г. налоговые агенты могут подавать уведомления об исчисленных суммах по НДФЛ, подлежащему перечислению в сроки, установленные п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 7 ст. 226.2 НК РФ, до истечения 12-го числа текущего месяца, указав в таком уведомлении сумму налога, удержанную в период с 23-го числа предыдущего месяца до 9-го числа текущего месяца. Уведомление, подлежащее представлению в порядке и сроки, которые предусмотрены п. 9 ст. 58 НК РФ, в таком случае должно содержать сумму исчисленного налога в полном объеме за пе­рио­д с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца включительно.

Совокупную обязанность налогоплательщиков, уплачивающих авансовый платеж акциза в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 204 НК РФ, нужно будет увеличивать на сумму авансового платежа акциза, указанного в извещении об уплате авансового платежа акциза, не до 1 мая, а до 1 сентября 2023 г. (новая редакция ч. 19 ст. 4 Закона № 263-ФЗ).

Пересчет налога в иностранной валюте

Корректируется механизм пересчета суммы налога, исчисленной в иностранной валюте.

Сейчас согласно п. 14 ст. 45 НК РФ пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных Налоговым кодексом случаях в иностранной валюте, в валюту РФ осуществляется по официальному курсу Банка России на дату уплаты налога. Это приводит к возникновению сложностей как у налоговых агентов, например при проведении операции на следующий банковский день, так и у налоговых органов при отражении обязательств по перечислению налога по результатам мероприятий налогового контроля. В связи с этим предлагается п. 14 ст. 45 НК РФ дополнить положением о том, что в отношении дохода в иностранной валюте, выплачиваемого иностранной организации индивидуальным предпринимателем, российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, налог исчисляется по официальному курсу Банка России на дату выплаты дохода в адрес иностранной организации.

Частичная отмена (замена) обеспечительных мер

Налоговым органам предоставят возможность частичной отмены (замены) принятой ими обеспечительной меры.

Согласно новому п. 12.1 ст. 101 НК РФ при принятии решения о частичной замене обеспечительных мер решение о принятии обеспечительных мер отменяется уполномоченным должностным лицом налогового органа в соответствующей части.

Решение о принятии обеспечительных мер отменяется также по заявлению налогоплательщика, в отношении имущества которого приняты обеспечительные меры, в части, соответствующей объему исполненного решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо в части, отмененной вышестоящим налоговым органом или судом.

Налоговая ответственность

Для противодействия практике уклонения от уплаты налоговых платежей посредством применения схем расчетов с дебиторами и кредиторами, минуя собственные расчетные счета, по которым налоговыми органами вынесены решения о приостановлении операций, предлагается расширение применения ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ, за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом при принятии налоговым органом обеспечительных мер в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ. Новой редакцией ст. 125 НК РФ вводится ответственность за несоблюдение запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества лица без согласия налогового органа. Такое деяние будет наказываться штрафом 30 тыс. руб.

Новой ст. 126.3 НК РФ устанавливается ответственность за представление недостоверных сведений для целей получения налогоплательщиками социальных налоговых вычетов в упрощенном порядке. Штраф составит 20% от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением социального налогового вычета на основании недостоверных сведений. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от ответственности, если ими самостоятельно выявлены ошибки и уточненные документы поданы до момента, когда они узнали об обнаружении налоговым органом недостоверности представленных сведений.

По пункту 1 ст. 129 НК РФ будут наказывать эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в проведении не только налоговой проверки, но и налогового мониторинга (штраф 500 руб.).

Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Усиливается ответственность налогового агента за непредставление налоговому органу налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Сейчас данное деяние наказывается по п. 1 ст. 126 НК РФ (200 руб. за каждый непредставленный документ). Предлагается штрафовать за непредставление расчета по п. 1 ст. 119 НК РФ, то есть так же, как и за непредставление декларации (5% неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.).

Кроме того, в случае непредставления расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в течение 20 дней по истечении установленного срока налоговый орган будет принимать решение о приостановке операций по счетам. Это предусмотрено новой редакцией п. 3.2 ст. 76 НК РФ.

Новой редакцией п. 6 ст. 81 НК РФ устанавливается специальный порядок заполнения уточненного расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период. Такой уточненный расчет должен будет содержать данные в отношении всех налогоплательщиков, указанных в ранее представленном в налоговый орган расчете. Напомним, что по общему правилу в уточненном расчете налоговый агент отражает только данные по налогоплательщикам, в отношении которых допущены ошибки и искажения.

Обжалование

Предусматривается совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров.

В пояснительной записке указывается, что, по статистике, досудебный порядок обжалования является эффективным, так как 90% споров разрешаются на этом этапе, а доля последующего судебного обжалования не превышает 10%. Правительство РФ также обращает внимание на существенную разницу в сроках разрешения споров между судебным порядком (спор может длиться от 7,5 месяцев до 3,5 лет, а в отдельных случаях и дольше) и внесудебным порядком (15 дней). В этой связи предлагается распространить внесудебный порядок обжалования на неохваченные им споры имущественного характера, возникающие в результате реализации актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц. В частности, в п. 2 ст. 138 НК РФ вводится положение о том, что исковое заявление, содержащее требование имущественного характера, возникшее в результате реализации актов налоговых органов (за исключением ФНС России), действий или бездействия их должностных лиц, может быть подано в суд только после обжалования указанных актов, действий или бездействия в вышестоящий налоговый орган.

Новым п. 3.1 ст. 140 НК РФ предусматривается, что, если при рассмотрении жалобы установлено нарушение прав лица, подавшего жалобу, обусловленное актами ненормативного характера иных государственных органов, действиями или бездействием их должностных лиц, и устранить такое нарушение невозможно в пределах прав и обязанностей налоговых органов, вышестоящий налоговый орган оставляет данную жалобу без удовлетворения и направляет ее в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов. Жалоба направляется в течение трех дней со дня вынесения вышестоящим налоговым органом решения по такой жалобе с уведомлением лица, подавшего жалобу, о ее переадресации.

Новой ст. 140.1 НК РФ устанавливаются особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке. В таком порядке будут рассматриваться жалобы, направленные в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в формате и порядке, утвержденном ФНС России, за исключением жалоб, поданных на решения налоговых органов, принятые в соответствии со ст. 101 и 101.4 НК РФ.

Жалоба в упрощенном порядке будет рассматриваться налоговым органом, акты, действия или бездействие которого обжалуются, в течение семи дней со дня ее получения.

Электронная банковская гарантия

В связи с ростом случаев использования банковской гарантии в целях возмещения НДС и акцизов предлагается возможность использования электронной банковской гарантии.

Согласно поправкам, планируемым к внесению в п. 2 ст. 74.1 НК РФ, электронная банковская гарантия будет поступать в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи непосредственно от гарантов. По мнению Правительства РФ, это позволит сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков, гарантов и налоговых органов, обеспечит быструю и прозрачную логистику, сократит время возмещения сумм налогов.

Формат и порядок представления электронной банковской гарантии установит ФНС России по согласованию с Банком России.

Инвестиционные проекты и контракты

Планируется дать возможность направлять региональный инвестиционный проект на производство стали жидкой, этана, сжиженного углеводородного газа (новая редакция подп. 2 п. 1 ст. 25.8 НК РФ).

Участником регионального инвестиционного проекта не сможет быть организация, являющаяся резидентом территории опережающего развития, либо свободного порта Владивосток, либо Арктической зоны РФ, а также организация, которая использует право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль, установленное ст. 246.3 НК РФ (освобождение организации, осуществляющей деятельность на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского городского округа).

Уточняются требования и к участнику специального инвестиционного контракта. Согласно новой редакции п. 1 ст. 25.16 НК РФ, помимо действующих сейчас ограничений, он не должен быть резидентом Арктической зоны РФ, а также не должен использовать право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль, установленное ст. 246.3 НК РФ.

КИК

Предлагается не учитывать прибыль КИК в налоговой базе контролирующего лица, если КИК является иностранной структурой без образования юридического лица и при этом в отношении такой структуры одновременно соблюдаются следующие условия:

  • указанная структура в соответствии со своим личным законом является формой осуществления коллективных инвестиций;

  • прибыль (доходы) указанной структуры в соответствии с ее личным законом не подлежит налогообложению;

  • распределенная указанной структурой прибыль (выплаченные ею доходы) в пользу своих участников (пайщиков и иных лиц) либо бенефициаров подлежит учету при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой структуры, в соответствии с соответствующими главами ч. 2 НК РФ.

Это планируется прописать в новом п. 8.1 ст. 25.15 НК РФ. В уведомлении о КИК нужно будет указывать о соблюдении условий освобождения от применения положений ст. 25.15 НК РФ в отношении прибыли КИК в соответствии с п. 8.1 ст. 25.15 НК РФ (новый подп. 11 п. 6 ст. 25.14 НК РФ).

Налоговый мониторинг

В ходе налогового мониторинга налоговики смогут проводить допрос свидетелей, осмотр территорий (новая редакция п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Доступ на территорию или в помещение лица, в отношении которого проводится налоговый мониторинг, будет осуществляться только при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в п. 81 и 89 ст. 88 НК РФ. Такая возможность предусматривается новой редакцией п. 1 ст. 91 НК РФ.

В пункт 5 ст. 105.30 НК РФ добавляется положение о том, что при необходимости получения от Минфина России, от финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус» разъяснений по вопросам применения налогового законодательства в целях подготовки мотивированного мнения течение срока направления мотивированного мнения по запросу организации приостанавливается на время, необходимое для получения таких разъяснений, но не более чем на три месяца, о чем уведомляется организация.

Взаимосогласительная процедура

Вводится новая ст. 142.9 НК РФ, регламентирующая порядок представления документов, сведений и иной информации в связи с проведением взаимосогласительной процедуры. Этой статьей устанавливается, что лицо, обратившееся в Минфин России с заявлением о проведении взаимосогласительной процедуры, обязано представить по запросу должностного лица налогового органа по месту учета такого лица документы, сведения и иную информацию, подтверждающие доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении. Такие документы и информация представляются налоговикам в сроки, установленные ст. 93.1 НК РФ.

Запросить у лица, обратившегося с заявлением о проведении взаимосогласительной процедуры, ранее не представленные документы, сведения и иную информацию, подтверждающие доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении, вправе и Минфин России. Ему запрошенные документы и информация представляются в течение одного месяца со дня получения запроса.

Прочие изменения

В ста­тью 52 НК РФ добавляются положения, касающиеся исчисления сбора. Так, устанавливается, что подлежащая уплате сумма сбора исчисляется в соответствии с Налоговым кодексом и сумма сбора округляется до полного рубля.

Хотят дать право индивидуальным предпринимателям использовать личный кабинет налогоплательщика. Перечень документов, направляемых индивидуальному предпринимателю через личный кабинет, и условия их направления будет определять ФНС России. Документы, направляемые в налоговый орган, бизнесмену нужно будет подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Это предусматривается поправками в п. 2 ст. 11.2 НК РФ.

Лица, не указанные в п. 3 ст. 80 НК РФ (то есть которые могут представлять декларации на бумажном носителе), смогут подавать заявление о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) через личный кабинет налогоплательщика в виде документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном ФНС России (новая редакция п. 4 ст. 78 НК РФ).

В пункте 9 ст. 58 НК РФ уточняется, что налогоплательщиками, не указанными в п. 3 ст. 80 НК РФ, уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов может быть представлено на бумажном носителе либо в электронной форме по установленному формату через личный кабинет налогоплательщика в виде документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном ФНС России.

Законными представителями налогоплательщика — иностранной организации будут признаваться лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании документов, подтверждающих право таких лиц на указанное представительство в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого эта иностранная организация зарегистрирована (новая редакция п. 1 ст. 27 НК РФ).