Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 27.02.2023 № 88-5610/2023 признал незаконным увольнение гендиректора в связи с утратой доверия и объяснил почему.
Суть дела
Работница трудилась в компании в должности генерального директора. По условиям заключенного с ней трудового договора он может быть расторгнут по следующим основаниям:
-
невыполнение утвержденных плановых показателей производственно-экономической деятельности;
-
невыполнение работником обязательств, установленных договором;
-
совершение любого действия, превышающего полномочия генерального директора;
-
совершение сделок с имуществом общества в нарушение требований законодательства и устава;
-
неисполнение любого решения единственного участника или балансовой комиссии;
-
разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну;
-
нарушение требований законодательства, а также устава общества в части сообщения сведений о наличии заинтересованности в совершении сделок.
В ходе инвентаризации были обнаружены нарушения налогового законодательства, нарушения правил ведения бухгалтерского учета, а также факты начисления заработной платы работникам, которые фактически не осуществляли выполнение своих рабочих обязанностей (фиктивное трудоустройство). От дачи письменных объяснений по этим фактам работница отказалась.
Решением единственного учредителя компании она была уволена по п. 7 ст. 81 ТК РФ (совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия со стороны работодателя).
Работница с увольнением не согласилась. Она обратилась в суд с требованием о признании незаконным приказа об увольнении с работы, изменении формулировки увольнения, взыскании задолженности по заработной плате, взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Решение судов
Суды трех инстанций требования работницы удовлетворили. Они отметили, что согласно п. 45 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 расторжение трудового договора с работником по п. 7 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты доверия к ним.
Суды указали, что работница не относится к категории работников, трудовой договор с которыми может быть расторгнут по п. 7 ст. 81 ТК РФ. Кроме того, приказ об увольнении работницы был издан в день составления акта о результатах служебной проверки, с которым работница не была ознакомлена. То есть работница была фактически лишена возможности реализовать предусмотренное ст. 193 ТК РФ право представить объяснения по поводу совершения дисциплинарного проступка, имевшего, по мнению работодателя, место.
Анализ судебной практики показывает, что суды признают незаконным увольнение по п. 7 ст. 81 ТК РФ работников, которые непосредственно не обслуживают денежные или товарные ценности. При этом суды ориентируются на Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденный постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Так, например, Третий кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 19.01.2022 № 88-2082/2022 признал незаконным увольнение главбуха в связи с утратой доверия. А Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 19.01.2023 № 88-1459/2023 по делу № 2-468/2022 счел незаконным увольнение по тому же основанию водителя. При этом суды исходили из того, что главбух и водитель не относятся к лицам, с которыми можно расторгнуть трудовой договор в связи с утратой доверия.