Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 08.12.2022 по делу № 8Г-18101/2022 (88-18752/2022) разобрался в ситуации, когда работника не уволили по его заявлению из-за того, что он не сдал обходной лист.
Суть дела
Работник 11 августа 2021 г., как пенсионер, написал заявление об увольнении по собственному желанию с этой же даты. В качестве причины увольнения он указал ухудшение состояния здоровья. Ему был выдан обходной лист для оформления увольнения, в котором должны быть зафиксированы сведения о наличии или отсутствии задолженностей работника перед работодателем. Однако работник не смог 11 августа получить все необходимые подписи в обходном листе. Полагая, что трудовые отношения с ним прекращены, работник перестал после 11 августа выходить на работу.
Поскольку трудовую книжку ему не выдали, работник 21 октября 2021 г. обратился в трудовую инспекцию. В ходе проверки инспектором было установлено, что трудовой договор между сторонами не расторгнут. Работнику было рекомендовано обратиться в суд.
После обращения работника в трудовую инспекцию работодатель два раза (25 октября и 15 декабря) направлял в его адрес уведомления о необходимости явиться на работу для дачи объяснения и продолжения исполнения трудовой функции. Приказом от 31 января 2022 г. он был уволен с 9 августа 2021 г. за прогул. Работник обратился в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций признали увольнение за прогул незаконным. Они указали, что работодателем не доказан факт совершения прогула, поскольку работник 12 августа не вышел на работу, так как считал себя уволенным. Ему был выдан обходной лист, что свидетельствует о получении работодателем заявления об увольнении 11 августа 2021 г.
Кроме того, работодатель нарушил процедуру увольнения. За период с 12 августа до 25 октября у работника не запрашивались объяснения о причинах отсутствия на рабочем месте. Привлечение его к дисциплинарной ответственности 31 января 2022 г. за отсутствие на рабочем месте в период с 12 августа 2021 г. произведено за пределами установленного законом месячного срока. Период прогула, вменяемый работнику, в приказе об увольнении не указан.
В результате суды обязали работодателя изменить формулировку увольнения на «увольнение по собственному желанию», а также взыскали с него средний заработок за период вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Суды разошлись во мнениях лишь о дате увольнения. Суд первой инстанции посчитал такой датой день принятия судебного решения — 22 марта 2022 г. Но апелляционный и кассационный суды признали это неверным. Поскольку работник подал заявление об увольнении 11 августа, датой его увольнения является 25 августа, когда истек срок предупреждения работодателя об увольнении, так как соглашения об иной дате увольнения между сторонами трудового договора достигнуто не было.