Совет Федерации 24 мая одобрил проект федерального закона № 357275-8 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на совершенствование института единого налогового счета.
В чем проблема
Применение с начала этого года института единого налогового счета выявило определенные проблемы, связанные со стабильностью поступлений в региональные и местные бюджеты. Дело в том, что основным источником налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов в большинстве регионов является НДФЛ. Согласно действующей сейчас редакции п. 8 ст. 45 НК РФ суммы, перечисленные налогоплательщиком в составе единого налогового платежа, сначала засчитываются в погашение имеющейся недоимки (начиная с наиболее раннего момента ее выявления), а уже оставшаяся часть засчитывается в счет налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов (с момента возникновения обязанности по их уплате). Такой порядок приводит к тому, что суммы, перечисленные налогоплательщиком в составе единого налогового платежа в счет уплаты НДФЛ, сначала направляются на погашение имеющихся у него недоимок, в том числе и по другим налогам. В результате получается, что НДФЛ в полном объеме в региональные бюджеты не доходит, так как отвлекается на погашение недоимок по иным налогам. А это приводит к неравномерному поступлению средств в бюджеты, их разбалансировке и не позволяет в полной мере финансировать текущие бюджетные расходы.
Решение проблемы
В целях обеспечения более стабильных поступлений в региональные и местные бюджеты законодатели изменили последовательность при определении принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, предусмотрев зачисление НДФЛ в соответствующие бюджеты в первоочередном порядке.
Согласно новой редакции п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка по НДФЛ — начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
2) НДФЛ — с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам — начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);
5) пени;
6) проценты;
7) штрафы.
Прочие изменения
Внесены изменения и в другие нормы части первой НК РФ, которые направлены на более оперативное поступление средств в консолидированный региональный бюджет.
Так, согласно новому п. 7 ст. 78 НК РФ в случае поступления уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, содержащего информацию об исчисленной и удержанной налоговым агентом сумме НДФЛ, до наступления установленного срока его перечисления сумма денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета соответствующего налогового агента, в размере, не превышающем сумму НДФЛ, подлежащую перечислению на основании такого уведомления, зачитывается налоговым органом не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган такого уведомления, в счет исполнения предстоящей обязанности этого налогового агента по перечислению указанного налога.
Кроме того, при формировании положительного сальдо единого налогового счета и признании единым налоговым платежом сумм денежных средств, ранее зачтенных в счет исполнения предстоящей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента по уплате конкретного налога, налоговики больше не будут руководствоваться заявлением, представленным в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ. Упоминание об этом заявлении исключено из подп. 3 п. 1 и п. 3 ст. 11.3, а также из подп. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ.
Таким образом, при наличии положительного сальдо единого налогового счета плательщика налоговики в автоматическом режиме (без соответствующего заявления) будут зачитывать суммы уже удержанного налоговыми агентами НДФЛ в счет предстоящего исполнения обязанности по перечислению указанного налога. При этом во избежание ситуаций, позволяющих налоговому агенту использовать средства удержанного, но не перечисленного в бюджет НДФЛ в целях исполнения своих обязательств, отмена такого автоматического зачета по заявлению самого налогового агента не предусматривается.