Второй кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 21.03.2023 по делу № 8Г-5136/2023 признал незаконным увольнение работницы, которая подписала соглашение об увольнении по соглашению сторон, и работодатель был не согласен на аннулирование соглашения.
Суть дела
Работница трудилась в компании специалистом по связям с общественностью. У нее случился эпилептический припадок. Работодателем была вызвана скорая помощь, и работница была госпитализирована в стационар с диагнозом «эпилепсия с сумеречным сознанием».
В период ее отсутствия генеральному директору вместо работницы пришлось решать спорную ситуацию, возникшую с представителями прессы. В связи с этим он пришел к выводу о необходимости увольнения работницы. После того как она вышла на работу, с ней было заключено соглашение об увольнении по соглашению сторон с условием выплаты работнице выходного пособия. Работница по указанию работодателя подписала соглашение. Но потом, поскольку работница увольняться не хотела, она подала работодателю заявление об отзыве заявления о расторжении трудового договора. В заявлении было указано то, что соглашение об увольнении подписано под эмоциональным давлением в спутанном сознании под влиянием сильнодействующих психотропных препаратов после госпитализации, в связи с чем работница не осознавала в полной мере своих действий по расторжению трудового договора.
Работодатель уволил работницу. Она обратилась в суд с требованием о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Решения судов
Суд первой инстанции встал на сторону работодателя, поскольку соглашение об увольнении работница подписала и согласия на аннулирование соглашения об увольнении со стороны работодателя не было. Доводы работницы об оказании на нее давления при подписании соглашения о расторжении трудового договора надлежащими доказательствами не подтверждены и опровергаются показаниями допрошенных свидетелей.
Апелляционный и кассационный суды поддержали работницу. Они пришли к выводу о незаконности увольнения работницы, поскольку она не имела желания на расторжение договора по соглашению сторон, а предложение работодателя об увольнении связано с болезнью работницы. Согласно показаниям работницы, соглашение об увольнении подписано ею под эмоциональным давлением в спутанном сознании под влиянием сильнодействующих психотропных препаратов после госпитализации. Факт госпитализации подтвержден. Из выданной врачом больницы справки следует, что работнице были назначены препараты, прием которых часто ведет к спутанности сознания, что подтверждается описанием действия препаратов в инструкции по применению. Об отсутствии намерения увольняться свидетельствует и то, что у работницы имеется ипотечный кредит и иных источников дохода, кроме как заработная плата, она не имеет.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии волеизъявления работницы на расторжение трудового договора, в связи с чем признали ее увольнение незаконным.