Проблема способа определения стоимости имущества при реализации участником общей долевой собственности преимущественного права покупки доли в праве собственности на недвижимость - стала одним из предметов рассмотрения в Постановлении КС РФ от 16.05.2023 № 23-П (далее — Постановление) по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 250 ГК РФ.
Арбитражный суд удовлетворил требование другого участника долевой собственности о переводе на него прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и на расположенный на нем жилой дом, заключенному финансовым управляющим от имени должника с заявителем. При этом суд установил, что право на указанное недвижимое имущество признано за должником в результате раздела совместно нажитого имущества супругов, который был произведен судом по заявлению финансового управляющего должника. Спорное имущество реализовано путем продажи с публичных торгов, победителем торгов признан заявитель.
Заявитель оспорил конституционность п. 1 ст. 250 ГК РФ в той мере, в какой оно предоставляет участнику общей долевой собственности преимущество на заключение договора купли-продажи доли, реализуемой на публичных торгах в рамках процедуры банкротства гражданина, перед победителем данных торгов.
При рассмотрении жалобы КС РФ отметил, в действующем законодательстве отсутствует надлежащее регулирование в случае продажи такой доли с публичных торгов в рамках процедуры банкротства гражданина. В частности, регулирование, предусмотренное ст. 250 ГК РФ, предоставляя участникам долевой собственности возможность преимущественного права покупки доли при ее продаже постороннему лицу, не позволяет установить его применимость при таких обстоятельствах.
При этом п. 7 ст. 213.26 Закона о банкротстве, предусматривая право супруга (бывшего супруга) участвовать в решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества, также не содержит механизма передачи имущества на публичные торги, который учитывал бы преимущественное право сособственников этого имущества приобрести его на тех условиях, на которых это имущество готов приобрести победитель торгов (в том числе по той цене, которая определена по результатам открытых торгов).
Соответственно, в связи с отсутствием правовой определенности по вопросу предоставления преимущественного права покупки сособственнику доли, часто возникают ситуации ограничения законных интересов участников публичных торгов или интересов самого должника, его кредиторов и сособственников.
В этих случаях такая возможность сособственников приобрести долю гражданина-должника в общем или совместном имуществе возникает в судебном порядке(Определение ВС РФ №306-ЭС19-22343 от 04.06.2020, Постановление Тринадцатого апелляционного арбитражного суда по делу №А56-71403/2017 от 15.07.2021).
КС РФ разъяснил, что установленные нормативно механизмы реализации преимущественного права покупки должны отвечать интересам защиты конституционных прав участников долевой собственности, однако они не могут затрагивать основное содержание конституционных прав добросовестного приобретателя – победителя торгов, существо которых ни при каких обстоятельствах не должно быть утрачено.
С учетом изложенного КС РФ посчитал возможным предусмотреть особый порядок для реализации участником общей долевой собственности преимущественного права покупки доли в праве собственности на жилое помещение и земельный участок.
При продаже с публичных торгов доли в праве общей собственности, принадлежащей должнику, конкурсный управляющий направляет другим участникам долевой собственности предложение приобрести принадлежащую должнику долю с указанием ее стоимости, равной начальной цене на торгах. При наличии согласия конкурсный управляющий заключает договор купли-продажи с соответствующим участником (участниками) долевой собственности. Если согласие не будет получено в течение месяца, то доля в праве общей собственности, принадлежащая должнику, продается с торгов. При этом правило о преимущественном праве покупки участников долевой собственности не применяется как в этом случае, так и при продаже с повторных торгов и продаже посредством публичного предложения.
При этом КС РФ признал за заявителем право на компенсацию, форму и размер которой, а также наличие оснований для ее применения определит суд первой инстанции.
Принятое постановление имеет существенное значение как для профессионального сообщества в сфере банкротства, так и для участников гражданского оборота. Особо ценно то, что принятые КС РФ разъяснения по поводу порядка продажи доли в общем имуществе должника решают сразу несколько проблем.
Во-первых, у арбитражных управляющих появляется четкая инструкция по реализации долей в имуществе банкрота, причем не только в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, но и долей в любом другом имуществе по аналогии, например доли в уставном капитале общества. В случае продажи имущества сособственнику появляется возможность сократить расходы на проведение процедуры банкротства, а также уменьшить ее продолжительность. Во-вторых, сособственники получают гарантии преимущественной покупки долей в общем имуществе по прямым договорам, без судебной процедуры по переводу прав и обязанностей по договорам купли-продажи с победителями торгов.
И главное – теперь добросовестные участники гражданского оборота, приобретатели, выигравшие на публичных торгах право на заключение договора купли-продажи доли в общем имуществе, принадлежащей должнику, защищены от притязаний сособственников долевого имущества.
Похоже, что можно говорить об однозначном соблюдении баланса интересов сособственников, должника, участников процедуры банкротства и добросовестных приобретателей имущества должника с публичных торгов по продаже доли в его имуществе при таком порядке продажи.
Но следует обратить внимание на следующее. В соответствии с утвержденным порядком сособственникам предлагается выкупать долю должника по стоимости, равной начальной цене на торгах, в то время как ВС РФ неоднократно отмечал – цена имущества должника должна быть определена по результатам открытых торгов (Определение ВС РФ №306-ЭС19-22343 от 04.06.2020).
Возникает вопрос: обеспечивает ли установленный КС РФ способ определения стоимости имущества реализацию права кредиторов на максимально полное удовлетворение их требований? Будем надеяться, что федеральный законодатель внесет в действующее правовое регулирование изменения в соответствии с рассматриваемым постановлением, гармонизирует позиции судов и не оставит возможность неоднозначного толкования правовых норм.