Если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано или возникло до введения требования о госрегистрации вещных прав либо приобретено в порядке универсального правопреемства, то общество признается плательщиком земельного налога.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 18.05.2023 № 310-ЭС22-28617 по делу № А14-14910/2021 |
Истец |
Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа г. Воронеж |
|
Ответчик |
ООО «Воронеж-АвтоЗАЗ-Сервис» |
Суть спора
Госпредприятию, позднее реорганизованному в ООО, на основании постановления главы администрации города на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок. После введения в действие ЗК РФ общество не переоформило право постоянного (бессрочного) пользования участком.
Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа, полагая, что общество должно внести арендную плату за пользование земельным участком, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, обратилось в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения и начисленных на сумму долга процентов за пользование чужими денежными средствами.
Позиция судов
Суды согласились с требованиями управления, так как спорный земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, предоставлен ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Поскольку общество в установленный Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ) срок не исполнило обязанность по переоформлению указанного права, оно должно оплачивать пользование участком не в виде земельного налога, а в размере арендной платы, рассчитанной управлением в соответствии с региональными нормативными правовыми актами, определяющими порядок внесения арендной платы.
Вывод ВС РФ
СКЭС ВС РФ отменила решения судов, указав на следующее.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется (п. 1 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).
В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (п. 3 ст. 268 ГК РФ).
Принадлежавшее реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) вещное право на недвижимое имущество переходит к вновь возникшему юридическому лицу с момента завершения реорганизации независимо от государственной регистрации перехода такого права (п. 11 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
С учетом этого суды правильно установили, что госпредприятию (универсальным правопреемником которого является общество) спорный публичный земельный участок предоставлен в 1993 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем суды, сославшись на ст. 39.9 ЗК РФ (действующую с 01.03.2015) и п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ, пришли к ошибочному выводу о прекращении указанного права у общества в связи с неосуществлением действий по его переоформлению на право аренды или собственности и наличии у общества обязанности платить за пользование участком в размере арендной платы, а не в виде земельного налога.
Законодательством не предусмотрено, что непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования до 01.07.2012 влечет прекращение данного ранее возникшего в установленном порядке права.
Формами платы за использование земли являются земельный налог или арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Наличие права постоянного (бессрочного) пользования участком влечет обязанность уплачивать земельный налог.
При этом ни в НК РФ, ни в ЗК РФ нет положений, из которых следовало бы, что у лиц, владеющих земельными участками на ранее возникшем праве постоянного (бессрочного) пользования, прекращается обязанность по уплате земельного налога после 01.07.2012.
Плательщиком земельного налога за некоторыми исключениями является лицо, которое указано в ЕГРН как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. В связи с этим обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращения со дня внесения записи о праве лица на соответствующий земельный участок (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, далее — постановление № 54).
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре (п. 9 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).
Поэтому на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта (п. 4 постановления № 54).
Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (п. 5 постановления № 54).
Следовательно, плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано или возникло до введения требования о государственной регистрации вещных прав либо приобретено в порядке универсального правопреемства.
Таким образом, обществу в порядке универсального правопреемства перешло ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования, и оно является плательщиком земельного налога, доказательства уплаты которого на основании требований, выставляемых налоговым органом, представлены ответчиком в материалы дела, поэтому оснований для взыскания с него неосновательного обогащения в виде арендной платы за спорный период не имеется.