Расходы на перевозку (транспортировку) товара влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с вывозимыми товарами).
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 06.06.2023 № 301-ЭС23-1708 по делу № А43-33079/2021 |
Истец |
ООО «Бастинон» |
|
Ответчики |
Нижегородская таможня Нижегородская таможня Федеральной таможенной службы |
Суть дела
На основании заключенных внешнеторговых контрактов с иностранными компаниями общество осуществляло экспорт древесины.
К каждому внешнеторговому контракту декларант и покупатель заключали агентские договоры, предметом которых являлись услуги агента (общества) по осуществлению поиска подвижного состава для доставки бревен, по заключению договоров с экспедиторами на транспортно-экспедиционные услуги, по оплате услуг экспедитора и прочих расходов, возникающих при организации перевозки товара.
В связи с исполнением контрактов общество произвело на таможенном посту таможенное декларирование товара на условиях поставки FCA (Инкотермс 2010).
При декларировании таможенная стоимость товаров была определена и заявлена обществом методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1) в соответствии с п. 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2021 № 191, впоследствии п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694.
По результатам проверки таможня пришла к выводу о недостоверности заявленных декларантом сведений и занижении размера подлежащих уплате таможенных платежей, и приняла решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары после их выпуска.
На основании данных решений таможенным органом в адрес общества были направлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей.
Общество посчитало, что данные решения и уведомления не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, и обратилось в суд.
Позиция судов
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя, так как анализ документов и сведений, полученных в ходе проведения таможенной проверки, а также при таможенном декларировании, показал, что покупателями в пользу продавца произведена оплата товаров, вывезенных по внешнеторговым договорам, а также оплата услуг, оказанных в рамках исполнения агентских договоров по организации транспортировки этих же товаров по территории РФ.
Таким образом, возмещение иностранными покупателями обществу расходов экспедиторам, а также выплату агентского вознаграждения за организацию доставки товаров по территории России следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за вывозимые товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу либо в пользу продавца.
Апелляция отменила решение, так как сочла, что услуги общества, связанные с организацией перевозки лесоматериалов, а также иные предоставляемые им по агентским договорам услуги не являются платой за экспортируемый товар. Кассация согласилась с этими выводами.
Выводы ВС РФ
СКЭС ВС РФ оставила в силе решение первой инстанции, судебные акты апелляции и кассации отменила, исходя из следующего.
Основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами — цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения (п. 7 и 11 Правил № 191, п. 8 и 12 Правил № 1694).
Цена, фактически уплаченная за вывозимый товар, включает открытый перечень платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению в целях достижения конечного результата внешнеторговых сделок (экспорта товаров), и, следовательно, считается формирующей часть цены, используемой для таможенных целей, даже если в силу усмотрения участников оборота эти платежи не были включены в контрактную цену товаров.
Расходы на перевозку (транспортировку) влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с вывозимыми товарами), если данные расходы, по сути, представляют собой часть цены товара, но не вошли в контрактную цену вследствие манипулирования отдельными компонентами стоимости сделки со стороны участников внешнеторгового оборота путем ее искусственного (экономически неоправданного) разделения между несколькими гражданско-правовыми договорами. В таком случае расходы на перевозку (транспортировку) экспортируемого товара должны рассматриваться как оплата стоимости самого товара, произведенная опосредованно (косвенный платеж).
Судами установлено, что внешнеторговые контракты и агентские договоры были заключены сторонами одновременно и в отношении одних и тех же товаров. Иностранными покупателями произведена оплата и товаров, вывезенных по внешнеторговым контрактам, и услуг, оказанных в рамках исполнения агентских договоров по организации транспортировки этих же товаров по территории Российской Федерации.
Кроме того, в платежных поручениях иностранных покупателей при перечислении оплаты по агентским договорам систематически указывались счета (инвойсы), выставленные обществом со ссылкой на внешнеторговые контракты по поставке лесопродукции.
Из совокупности указанных обстоятельств вытекает, что иностранные покупатели фактически производили оплату по агентским договорам обществу, которое номинально перестало быть собственником лесопродукции и формально получало оплату за перевозки чужих товаров, но при этом в действительности по своей экономической сути данные платежи представляли собой оплату за товары и, следовательно, подлежали включению в стоимость сделки для целей исчисления таможенной стоимости.