С каждым годом число участников налогового мониторинга непрерывно увеличивается. В 2023 г. налоговый мониторинг проводится в отношении 445 компаний (в 2022 г. — 339 компаний). При этом налоговые органы анонсируют еще более существенное расширение режима с 2024 г. Привлекательность налогового мониторинга для налогоплательщиков обусловлена сокращением сроков проведения мероприятий налогового контроля, освобождением от штрафов, а также возможностью получения мнения налогового органа по сложным вопросам. В статье автор рассказала, на какие важные аспекты следует обратить внимание налогоплательщикам при реализации проекта по налоговому мониторингу.
Налоговый мониторинг является сложным междисциплинарным проектом, для реализации которого требуется участие различных подразделений компании. Для успешного вступления в режим налогового мониторинга требуется последовательная совместная работа кросс-функциональной команды в разрезе следующих направлений:
1. Проведение диагностики на предмет готовности к вступлению в налоговый мониторинг, в рамках которой оцениваются информационные системы, системы бухгалтерского и налогового учета, а также системы внутреннего контроля на предмет соответствия требованиям к участникам налогового мониторинга.
2. Организация и обеспечение непрерывного функционирования системы внутреннего контроля (СВК) для целей налогового мониторинга, что предполагает интеграцию учетных процессов и процессов подготовки налоговой отчетности с процессами СВК. При этом СВК должна быть ориентирована на идентификацию и оценку рисков бизнес-процессов (учет, закупки, сбыт, управление инвестициями и т.д.), формализацию и выполнение контрольных процедур, мониторинг эффективности контроля и автоматизацию отчетности.
3. Разработка регламента информационного взаимодействия и прочих документов (в том числе методологических для целей СВК) для перехода на налоговый мониторинг.
4. Настройка IТ-взаимодействия с налоговыми органами.
Ввиду сложности и комплексности задач по подготовке к вступлению в налоговый мониторинг для реализации проекта крайне важно правильно сформировать команду проекта. Наиболее оптимальный состав команды предполагает участие специалистов в области методологии бухгалтерского и налогового учета, специалистов по внутреннему контролю, IТ-специалистов и проектного менеджера, отвечающего за организацию работы в команде.
При наличии такой кросс-функциональной команды компания может рассмотреть возможность самостоятельного перехода в режим налогового мониторинга. При этом наличие объединенного центра обслуживания (ОЦО) в компании помогает сконцентрировать экспертизу и создать команду проекта по вступлению в налоговый мониторинг в едином центре. В то же время при переходе в режим мониторинга силами внутренних подразделений/ОЦО следует учитывать потенциальные сложности, которые могут возникнуть в ходе такой трансформации.
Одной из проблем, которую необходимо решить в рамках подготовительных мероприятий, является вопрос о том, намеревается ли компания (ОЦО) разрабатывать собственное IТ-решение для целей налогового мониторинга или же планирует приобрести готовое IТ-решение. При принятии решения в пользу той или иной опции важно учитывать, что разработка IТ-решения собственными силами требует привлечения большого числа специалистов компании, как технических, так и со стороны бизнеса. При этом потребуются дополнительные ресурсы для доработок IТ-решения в случае изменения законодательной базы и для последующей ее самостоятельной поддержки. На этом фоне внедрение готового IТ-решения обладает своими преимуществами, однако со стороны компании/ОЦО может потребоваться дополнительное привлечение технических специалистов для осуществления поддержки в ходе внедрения IТ-решения и дальнейшей эксплуатации установки.
Еще один вопрос касается оценки возможности вовлечения ОЦО в процесс вступления в налоговый мониторинг с учетом роли и функционала ОЦО, а также степени автоматизации бизнес-процессов.
Для полноценного участия в проекте в ОЦО должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование СВК. При этом функционал ОЦО должен включать идентификацию и оценку налоговых рисков на основе анализа условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности компании; определение контрольных процедур бизнес-процессов, направленных на снижение выявленных рисков: документирование контрольных процедур, а также подготовку иной отчетности по СВК.
В целом можно говорить о том, что вступление в режим налогового мониторинга силами локального ОЦО является решаемой задачей, которая сопряжена со множеством технических процедур. Повышение эффективности работы компании/ОЦО в рамках налогового мониторинга может достигаться путем привлечения внешних консультантов (профессиональных методологов и опытных поставщиков IТ-решений) для решения как минимум следующих задач:
1. Диагностика готовности компании к переходу на налоговый мониторинг.
2. Планирование трансформационного процесса.
3. Внедрение решений в области автоматизации контролей.
От выбора подрядчика напрямую зависит оценка успешности реализации проекта. Реализация проекта совместно с подрядчиком с недостаточными компетенциями и опытом может повлечь за собой следующие риски:
-
проект может быть под угрозой срыва из-за ненадлежащего качества или нарушения сроков исполнения работ;
-
проект будет реализован, но качество/объем выполненных задач не будет соответствовать ожиданиям компании;
-
возможны доначисления налоговых обязательств на этапе проектной эксплуатации.
Выбор высококвалифицированного подрядчика позволит реализовать проект максимально эффективно как с точки зрения затрат, так и с позиции управления процессом.
Какими же критериями нужно руководствоваться для выбора подрядчика? Среди наиболее важных из них отметим наличие релевантного опыта исполнителя в области IТ-интеграции, методологии налогового учета и отраслевого опыта; масштабность проектов; возможность синхронизации данных учетных систем заказчика и витрины данных.
Отметим, что существуют группы компаний, которые осуществляют переход в налоговый мониторинг на особых условиях, — например, участники Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Для них предусмотрено расширение периода и периметра контроля в рамках налогового мониторинга, но при этом существует возможность возмещения части затрат на цифровую инфраструктуру, связанную с налаживанием информационного взаимодействия в налоговом мониторинге. Для таких категорий заказчиков при выборе подрядчика важным фактором станет наличие опыта взаимодействия с государственными органами по вопросам применения мер государственной поддержки инвесторов.
На рынке сегодня представлены предложения как от крупных подрядчиков, предлагающих полный комплекс услуг в области налогового мониторинга, так и от небольших региональных игроков. Сопоставление компетенций подрядчиков и выбор наиболее подходящего из них позволит успешно реализовать проект в согласованные сроки.
В рамках управления проектом по налоговому мониторингу существует возможность достижения экономии за счет проведения диагностики процессов, рисков и контрольных процедур. Диагностика позволяет составить оптимальный план распределения финансовых, трудовых и временных ресурсов при присоединении к режиму налогового мониторинга, своевременно идентифицировать риски и принять меры по их устранению или снижению их уровня в управляемые сроки, а также снизить вероятность возникновения непредвиденных обстоятельств.
Кроме того, в качестве «вторичной выгоды» от проведения диагностики можно рассматривать как создание/модернизацию СВК с учетом потребностей и ограничений иных подразделений, помимо тех, что занимаются подготовкой налоговой отчетности, так и оптимизацию зон ответственности между сотрудниками, устранение «слепых зон» и дублирования функций в отсутствие такой необходимости.
Говоря о «вторичных выгодах» налогового мониторинга в целом, важно упомянуть интеграцию с АИС «Налог-3», которая позволит вывести отношения с ФНС на новый уровень с точки зрения цифровизации и эффективности. Бизнес обоснованно ожидает существенного сокращения своих административных затрат на все виды налогового контроля, включая встречные проверки, в этом контексте положительный эффект от автоматизации взаимодействия сложно переоценить.