Включение времени вынужденного прогула при незаконном увольнении в стаж для отпуска

| статьи | печать

Включается ли время вынужденного прогула в стаж работы, дающий право на отпуск, если работник не восстановлен на работе, а судом лишь изменены дата и основание увольнения? Единого ответа на этот вопрос у судов нет.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.03.2023 по делу № 8Г-5635/2023

Истец

Лебедев В.Ю.

Ответчик

АО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1 города Ярославля»

 

Суть дела

Работник трудился в компании водителем. Поскольку он имел дисциплинарное взыскание и неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, работник был уволен по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Это увольнение он успешно оспорил в судебном порядке. Суд изменил формулировку и дату увольнения, а также взыскал с работодателя средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

Работник считал, что время вынужденного прогула подлежит включению в стаж, дающий право на отпуск. Он обратился к бывшему работодателю с заявлением о выплате компенсации за неиспользованный отпуск с учетом периода вынужденного прогула. Поскольку тот в выплате отказал, работник обратился в суд.

Решения судов

Суд первой инстанции требования работника удовлетворил. Он взыскал с работодателя компенсацию за неиспользованный отпуск, а также компенсацию за задержку выплат и компенсацию морального вреда. При этом суд первой инстанции исходил из того, что время вынужденного прогула при незаконном увольнении работника включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, независимо от восстановления на работе или изменения формулировки основания увольнения. Поэтому после признания судом незаконным увольнения работника работодатель обязан выплатить ему денежную компенсацию за неиспользованный отпуск с учетом периода вынужденного прогула.

Апелляционный и кассационный суды с этим не согласились. В соответствии со ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе. По смыслу положений указанной правовой нормы обязательным условием для включения времени вынужденного прогула в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, является не только признание увольнения незаконным, но и восстановление работника на прежней работе. Признание увольнения работника незаконным и изменение даты и основания увольнения не восстанавливают право работника на включение в стаж работы, дающий право на очередной оплачиваемый отпуск, времени вынужденного прогула.

В результате суды отказали работнику в удовлетворении его требований.

Как складывается судебная практика

Анализ судебной практики показывает, что у судов нет единого мнения относительно того, включается ли время вынужденного прогула при незаконном увольнении в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, когда работник не восстанавливается на прежней работе.

Например, Московский городской суд в Апелляционном определении от 09.11.2022 по делу № 33-42841/2022 отказал работнику во взыскании с работодателя компенсации за неиспользованный отпуск с учетом времени вынужденного прогула, приведя те же доводы, что апелляционный и кассационный суды в комментируемом деле. Такая же позиция изложена в Определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.11.2022 по делу № 8Г-8206/2022, Апелляционном определении Иркутского областного суда от 15.08.2022 по делу № 33-6607/2022.

Но есть судебные решения и с иной позицией. Так, Челябинский областной суд в Апелляционном определении от 18.10.2021 по делу № 11-12353/2021 рассмотрел похожую ситуацию, когда решением суда увольнение работника было признано незаконным, изменены дата и основание увольнения и он обратился в суд за взысканием с работодателя компенсации за неиспользованный отпуск с учетом времени вынужденного прогула.

Суд первой инстанции, так же как и суды апелляционной и кассационной инстанций в комментируемом деле, отказал работнику во взыскании компенсации с работодателя, поскольку работник не был восстановлен на работе. Однако апелляционный суд с этим не согласился. Для случаев увольнения работников, не использовавших по каким-либо причинам причитающиеся им отпуска, федеральный законодатель предусмотрел в ст. 127 ТК РФ выплату работнику денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.

Как неоднократно отмечал Конституционный суд РФ, выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска служит специальной гарантией, обеспечивающей реализацию особым способом конституционного права на отдых теми работниками, которые прекращают трудовые отношения по собственному желанию, по инициативе работодателя или по иным основаниям и в силу различных причин не воспользовались ранее своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск (определения от 29.09.2015 № 1834-О, от 05.02.2004 № 29-О). При этом ст. 127 ТК РФ не устанавливает ни максимальное количество неиспользованных увольняемым работником дней отпуска, взамен которых ему должна быть выплачена денежная компенсация, ни ее предельные размеры, ни какие-либо обстоятельства, исключающие саму выплату, ни иные подобные ограничения. Напротив, прямо и недвусмысленно указывая на необходимость выплаты денежной компенсации за все неиспользованные отпуска, данная норма тем самым предполагает безусловную реализацию работником права на отпуск в полном объеме.

В силу ст. 394 ТК РФ работник вправе восстановить свое право, нарушенное вследствие незаконного увольнения, несколькими способами — путем выплаты ему среднего заработка за все время вынужденного прогула, либо восстановления его на работе, либо изменения формулировки основания его увольнения на увольнение по собственному желанию.

Период вынужденного прогула является следствием признания увольнения незаконным. Поэтому он подлежит зачету в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, в равной степени как работникам, которые требуют восстановления на работе, так и тем, кто изъявил желание изменить формулировку основания увольнения без фактического восстановления на работе. Иное толкование свидетельствует о неравном положении работников, избравших различные способы восстановления их трудовых прав, нарушенных вследствие незаконного увольнения, что является нарушением принципа равенства прав и возможностей работников, закрепленного в ст. 2 ТК РФ.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 21.10.2021 по делу № 8Г-19261/2021 тоже указал, что из системного толкования положений ст. 121 и 127 ТК РФ следует, что при увольнении работнику выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска и период вынужденного прогула в результате незаконного увольнения подлежит включению в стаж работы, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска.