Но при этом в среднесрочной перспективе после 2023 г. реализация бюджетной политики не позволит продолжить активную поддержку бизнеса и населения со стороны государства, прогнозируют ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.
В очередном «Квартальном прогнозе ВВП» они, как обычно, свой прогноз предваряют оценкой текущей ситуации в бюджетно-налоговой сфере.
Текущая ситуация
Аналитики ИНП констатируют, что начало 2023 г. для бюджетной сферы оказалось довольно напряженным: дефицит федерального бюджета по итогам четырех месяцев составил 3,4 трлн руб., в целом по бюджетной системе (включая внебюджетные фонды) — 3 трлн руб.
Такую ситуацию авторы прогноза обусловливают отрицательной динамикой доходов, в первую очередь федерального бюджета, доходы которого сократились на 9% относительно прошлогоднего уровня. Наибольший спад ожидаемо для экспертов ИНП был зафиксирован для нефтегазовых доходов: НДПИ по нефти сократился на 45% в I квартале и на 61% в апреле, по газовому конденсату — на 2 и 34% соответственно, экспортные пошлины — на 70 и 80%. Положительная динамика наблюдалась только по НДПИ на газ (+70% в I квартале и +48% в апреле) благодаря дополнительным платежам от ПАО «Газпром» в размере 50 млрд руб. ежемесячно начиная с февраля (без них динамика НДПИ по газу была бы –6%). Кроме того, вдвое сократились выплаты из бюджета по акцизу на переработку нефти (с 1,2 трлн руб. в январе — апреле 2022 г. до 0,63 трлн руб. в текущем году), однако кардинально улучшить ситуацию с нефтегазовыми доходами это не смогло, отмечают ученые.
Динамика ненефтегазовых доходов в целом была более стабильной, но неоднородной по видам налогов. Основным негативным фактором стало снижение в апреле поступлений по налогу на прибыль (на 15% год к году) после прироста на 9% в I квартале.
Негативная динамика также фиксировалась по НДФЛ в I квартале, что, по предположению аналитиков ИНП, было связано не со снижением налогооблагаемой базы, а с увеличением выплат из бюджета по налоговым имущественным и социальным вычетам.
По остальным ненефтегазовым доходам пока наблюдается положительный прирост, темпы которого, однако, не превышают годового уровня инфляции. Так, поступления по внутреннему НДС за четыре месяца года увеличились на 15% год к году, НДС на импорт — на 5%, импортных пошлин — на 6%, акцизов (за исключением акцизов на переработку нефти) — на 6%.
На формирование дефицита также существенно повлияла новая схема реализации расходов, которая предполагает более равномерное в течение года их финансирование. На 1 мая расходы федерального бюджета исполнены на 37% от запланированного уровня, тогда как год назад процент исполнения составил 29%. В результате расходы консолидированного бюджета в I квартале увеличились на 29%, в апреле — на 7% год к году.
Авторы прогноза отмечают кардинальное сокращение процентных расходов регионов (на 25% год к году) с одновременным ростом расходов на оборону (в 5,4 раза по итогам I квартала и в 4,4 раза в апреле), при этом сосредоточены они были в пяти регионах: Белгородской, Курской, Брянской областях, Москве и Севастополе.
Расходы региональных бюджетов в I квартале активно росли (+24% год к году), в том числе по расходам на экономику и ЖКХ — на 33%, госуправление — на 50%, образование — на 13%. Однако уже в апреле динамика расходов существенно замедлилась (до –7% год к году).
Расходы внебюджетных фондов имели более однородную динамику: –1% год к году в I квартале и +9% в апреле. За январь — апрель расходы на здравоохранение внебюджетных фондов снизились на 6%, региональных бюджетов — на 5%. Эксперты ИНП отмечают, что сокращение этих расходов фиксировалось три квартала подряд с 2-го полугодия 2022 г.
Дефицит по итогам января — апреля был зафиксирован для федерального бюджета и внебюджетных фондов (3,4 трлн и 1,2 трлн руб. соответственно), тогда как региональные бюджеты в целом были исполнены с профицитом в 1,5 трлн руб.
Прогноз
В 2023 г. ученые ИНП ожидают снижения доходов на 8,6% год к году, при этом сокращение коснется как части доходов федерального бюджета, так и собственных доходов региональных бюджетов. Так, поступления НДПИ сократятся на 29%, экспортные пошлины — на 41%, в результате доля нефтегазовых доходов сократится до 25% от общей величины доходов консолидированного бюджета против 33% в 2022 г. На уровне регионов снизятся поступления налога на прибыль (–12% год к году) и НДФЛ (–13%), при этом наибольший спад будет фиксироваться в II—IV кварталах для НДФЛ (–38%), что потребует усиления финансовой поддержки из федерального центра.
Расходы консолидированного бюджета сократятся в меньшей степени, чем доходы, — на 3,7% год к году. При этом в 2023 г. существенно изменится структура расходов: на треть снизятся трансферты в Пенсионный фонд (за счет профинансированных с опережением графика в декабре 2022 г.), что позволит даже при общем снижении расходов повысить расходы на национальную экономику при одновременном выполнении в запланированном объеме социальных расходов.
В результате авторы прогноза ожидают, что дефицит консолидированного бюджета превысит запланированный уровень и составит 4,7 трлн руб., который будет практически полностью формироваться на федеральном уровне. Для его финансирования будет достаточно утвержденных в законе объемов внутренних заимствований (1,8 трлн руб.) и ранее накопленных средств ФНБ (2,9 трлн руб.), которые в I квартале использовались очень консервативно, что оставляет пространство для маневра в II—III кварталах, когда аналитики ИНП ожидают самого существенного спада бюджетных доходов.
По их прогнозу, в 2024—2026 гг. динамика доходов перейдет в положительную область на фоне восстановительного роста экономики и составит +3—6% в год. При этом весь рост будет обеспечен только за счет ненефтегазовых доходов (динамика по ним будет колебаться в диапазоне +4—10% в год), тогда как нефтегазовые доходы будут снижаться в 2024—2025 гг. (на 4—5% в год по НДПИ и на 16—33% по экспортным пошлинам в связи с обнулением пошлин на нефть и нефтепродукты). Их восстановление начнется не ранее 2026 г., что будет определяться динамикой добычи и экспорта товаров ТЭК.
В рамках инерционного сценария ИНП предполагается, что динамика бюджетных расходов будет определяться политикой по снижению размера дефицита. В результате эксперты института ожидают, что в 2024—2025 гг. рост расходов будет околонулевым (+0,3—0,7% в год, что означает реальное снижение на 10% за два года), а выйти на номинальные темпы, сопоставимые с уровнем инфляции, удастся только в 2026 г. При этом необходимость роста социальных расходов темпами не ниже инфляции послужит причиной того, что государственные инвестиции будут сокращаться (хотя и медленно, на 0,2—0,6% в год) как минимум до 2027 г.
При таких условиях бюджетная система будет оставаться стабильной: дефицит сократится до 1,1% к ВВП по итогам 2026 г., чистые внутренние заимствования не превысят 1,1% к ВВП в год (порядка 2—2,5 трлн руб.). Объем Фонда национального благосостояния сохранится на уровне 10,3—10,6 трлн руб. (его использование на финансирование бюджетного дефицита не понадобится после 2024 г.), что позволит использовать его ликвидную часть для государственных инвестиций (прежде всего в инфраструктуру) в перспективе после 2026 г.
«Однако при этом в среднесрочной перспективе (после 2023 г.) реализация описанной бюджетной политики не позволит продолжить активную поддержку бизнеса и населения со стороны государства», — заключают ученые ИНП РАН.
Прогноз показателей исполнения консолидированного бюджета (КБ)
Показатели |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
Доходы КБ, трлн руб. |
43,4 |
44,7 |
46,2 |
48,8 |
Доля нефтегазовых доходов, % |
24,9 |
22,2 |
20,1 |
19,2 |
Доходы КБ, % к ВВП |
26,1 |
25,2 |
24,6 |
24,5 |
Нефтегазовый трансферт, % к ВВП |
7,3 |
4,8 |
4,5 |
4,3 |
Расходы КБ, трлн руб. |
48,1 |
48,4 |
48,6 |
51,0 |
Расходы КБ, % к ВВП |
28,9 |
27,3 |
25,9 |
25,6 |
Дефицит (-) / профицит (+) КБ, % к ВВП |
–2,8 |
–2,1 |
–1,3 |
–1,1 |
Источник: ИНП РАН