Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 18.04.2023 по делу № 8Г-3939/2023 пришел к выводу, что работник не вправе отказываться от исполнения трудовых обязанностей из-за того, что до конца рабочего дня осталось мало времени.
Суть дела
Работник трудился водителем скорой помощи. Ему была установлена рабочая смена с 8:00 до 20:00.
В рабочее время, за 45 минут до окончания смены, он двигался на служебном автомобиле, в котором также находились фельдшер и сотрудник полиции, сопровождающий психически больного пациента. В это время поступил звонок от диспетчера с требованием выехать на новый вызов. Работник отказался выехать на вызов, указав диспетчеру на необходимость направления на вызов другой машины. На территорию работодателя он заехал в 20:07, подготовил и передал автомобиль сменщику. На следующий день работнику после получения от него объяснений был объявлен выговор.
Работник с выговором не согласился, поскольку водители автомобилей скорой помощи выполняют работы, не соответствующие их трудовым обязанностям, привлекаются к сверхурочным работам, которые не оплачиваются работодателем. Незаконные действия работодателя, связанные с привлечением к дисциплинарной ответственности, привели к стрессовому состоянию, вследствие чего у него обострились заболевания. Работник обратился в суд с требованием признать приказ о наложении дисциплинарного взыскания незаконным и о взыскании с работодателя компенсации морального вреда.
Решение судов
Суды трех инстанций отказали работнику в удовлетворении его требований. Руководствуясь положениями ст. 192, 193 ТК РФ, п. 10 приказа Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», Правилами внутреннего трудового распорядка, положениями должностной инструкции водителя автомобиля скорой медицинской помощи, суды исходили из установленного факта неисполнения водителем без уважительных причин своих трудовых обязанностей, поскольку он в рабочее время не выполнил законное требование фельдшера о следовании на вызов, безосновательно мотивируя свой поступок нежеланием задерживаться на работе.
Вопреки ошибочному мнению работника, у него отсутствовало право отказаться от исполнения требования проследовать на вызов для оказания пациенту скорой медицинской помощи, поскольку вызов поступил в его рабочее время.
Неурегулированный между работником и работодателем вопрос по поводу оплаты труда не должен влиять на своевременность оказания пациенту скорой медицинской помощи. Установленные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении работником своих трудовых обязанностей по неуважительной причине и о наличии у работодателя оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности, а также о соблюдении работодателем порядка и срока привлечения к такой ответственности.