Разберем данный процесс на примере группы компаний «Норильский никель». На сегодняшний день группа компаний «Норильский никель» является одним из лидеров по развитию решения по налоговому мониторингу в России, с 2023 г. более 97% оборота компании проверяется в режиме онлайн. Пять инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам проводят налоговый мониторинг по 13 направлениям деятельности группы.
Налоговый мониторинг является одним из приоритетных направлений компании по взаимодействию с налоговыми органами. Такое открытое взаимодействие является индикатором высокого уровня автоматизации учетных процессов и прозрачности бизнеса с налоговой точки зрения. Компания является активным участником рабочих групп ФНС России по развитию налогового мониторинга, что позволяет совместно с налоговым органом обсуждать тренды развития режима, оперативно учитывать все инициативы и изменения для развития ИТ-решений и планирования ресурсов.
Эффекты от перехода на налоговый мониторинг
Эффекты от администрирования в форме налогового мониторинга условно можно разделить на два блока: эффекты в части мероприятий налогового контроля и эффекты в части управления и оценки рисков.
В части мероприятий налогового контроля стоит отметить:
-
сокращение количества налоговых проверок до 60%;
-
размещение данных, необходимых для проверки, в системе (такое решение позволяет автоматизировать процесс взаимодействия от размещения регистров налогового учета до предоставления документов и пояснений по запросу, а также фиксировать в системе всю историю проверки);
-
сокращение запрашиваемых документов до 50% (так как у инспектора появилась возможность увидеть раскрытие налоговой отчетности до уровня расчетных регистров и пооперационного журнала, то запросы документов стали более точечными — по конкретным операциям либо конкретным строкам регистров);
- сокращение трудозатрат на подбор и предоставление документов (во-первых, перечень документов, которые должны представляться на регулярной основе, и сроки представления прописаны в регламенте информационного взаимодействия, что позволяет составить график загрузки документов на год, во-вторых, при реализации истребования документов через интеграцию учетных систем и АИС «Налог-3» сокращаются трудозатраты не только на представление документов, но и на подбор, составление реестра, ведение истории представленных ранее документов).
В части управления и оценки рисков важнейшими эффектами от перехода на налоговый мониторинг являются:
-
наличие инструмента мотивированного мнения («Норникель» регулярно пользуется данным инструментом, благодаря чему удается заранее согласовать спорные вопросы по совершаемым и планируемым сделкам, он ценен для групп компаний, так как получение мотивированного мнения по одной из компаний позволяет тиражировать позицию на другие компании группы по аналогичным сделкам);
-
сокращение периода закрытия риска (период проверки в рамках налогового мониторинга составляет всего один год и девять месяцев, что значительно сокращает срок применения ретроспективной практики);
-
снижение риска человеческого фактора (для проверки в рамках налогового мониторинга инспектору предоставляются фиксированный срез учетных данных, изменить вручную выгруженные данные технически невозможно, контроль внутри выгруженных данных автоматизирован, что позволяет иметь консистентные, сопоставимые и неизменные данные для проверки);
-
наличие базы для совершенствования зависимых и кросс-зависимых процессов и процедур.
Отметим, что режим налогового мониторинга дал возможность компании посмотреть на процессы с новой точки зрения. В «Норникеле» режим налогового мониторинга стал толчком для множества изменений, которые повысили эффективность учетной и налоговой функций: унификация форматов налоговых регистров, используемых компаниями группы, структурирование хранения первичных документов и договоров, разработка контрольных соотношений всех уровней отчетности, использование технического решения для налогового мониторинга для внутренних целей налоговой службы — проведение сквозного аудита налогового учета компаний группы, централизованный сбор информации по отработке требований налоговых органов, мониторинг загрузки сотрудников налоговой функции и многое другое.
Этапы реализации решения по налоговому мониторингу
Отметим, что пилотный проект по переходу на режим налогового мониторинга в группе компаний «Норникель» стартовал в 2018 г., когда взаимодействие с налоговым органом было полностью выстроено на базе учетной системы 1С.
История создания решения на базе целевой учетной системы SAP началась годом позднее на одном из крупнейших производственных активов группы. В первый год основная работа заключалась в технической разработке совершенно нового решения, которое должно было встроиться в существующую информационно-технологическую архитектуру компании, интегрироваться в отлаженные бизнес-процессы, а также удовлетворять требованиям налоговых органов и внутренних пользователей в рамках взаимодействия на режиме налогового мониторинга. Был автоматизирован информационный обмен с налоговым органом через доступ в учетную систему, разработана модель данных со структурой раскрытия отчетности («проваливание», drill-down между уровнями отчетности) от декларации к аналитическим регистрам и расчетам по всем налогам.
При первом тираже решения по налоговому мониторингу (он был выполнен на основной производственный актив) команда столкнулась с необходимостью унифицировать форматы регистров. Поддержка различных методологических моделей раскрытия налоговой отчетности двух крупнейших компаний группы и два решения для автоматизированного обмена информацией — трудоемкий процесс, требующий дополнительных ресурсов, он исключает возможность централизованного управления изменениями. В компании был запущен процесс по сверке регистров, разработке унифицированных шаблонов регистров и отчетов и созданию единой модели данных раскрытия показателей налоговой отчетности для двух компаний. При этом модель данных строилась по принципу возможности тиража ее на другие предприятия, которые могли бы вступить в налоговый мониторинг.
Одновременно была разработана система обработки обращений от налоговых инспекторов. Данная система позволила налоговым инспекторам формировать запросы на представление документов и пояснений, а внутренним пользователям — автоматизировать процесс подготовки ответов, включая делегирование задач, согласование ответов с заинтересованными лицами и отслеживание сроков исполнения запросов.
Следующие годы команда «Норильского никеля» продолжала расширять список компаний, переведенных на режим контроля в форме налогового мониторинга, одновременно развивая функциональные возможности решения. Так, была разработана интерактивная карта навигации по отчетности, что облегчило работу как внутренних, так и внешних пользователей среди сложной структуры налоговых регистров. Были разработаны и автоматизированы контрольные соотношения для всех уровней отчетности. Они заключаются в проверке полноты пакета отчетности (декларации, регистры, отчеты, расшифровки); проверке исполнения контрольных соотношений между показателями декларации и регистров внутри одного налога и между сопоставимыми показателями отчетности по разным видам налога и регистрами бухгалтерского учета. Данная разработка позволила ускорить подготовку отчетности к представлению в налоговые органы через решение для налогового мониторинга и минимизировать количество ручных проверок: специалисты загружают отчетность, запускают контроль и анализируют готовый отчет по расхождениям.
В течение последних двух лет проходит методологическая и техническая проработка интеграции решения по налоговому мониторингу группы компаний и АИС «Налог-3». Как оказалось на практике, недостаточно реализовать только техническую связь двух систем, необходимо эффективно выстроить процессы вокруг интеграции и выполнить настройку смежных систем, чтобы интеграция с АИС «Налог-3» не только работала на исполнение обязательных требований в рамках налогового мониторинга, но и дала возможность усовершенствовать внутренние процессы внутри компании.
Основные решения для интеграции с АИС «Налог-3»
На сегодняшний день ФНС разработала и утвердила следующие сценарии электронного взаимодействия:
1. Определение состояния (доступности) информационной системы налогоплательщика — участника налогового мониторинга.
2. Информирование налогового органа о доступности (предстоящей недоступности) информационной системы налогоплательщика — участника налогового мониторинга.
3. Файловый обмен.
4. Предоставление реестра документов, размещенных в информационной системе организации.
5. Направление запроса на просмотр документа, размещенного в информационной системе организации.
6. Направление запроса на доразмещение документа в информационной системе организации.
7. Направление запроса на получение отчета о работе с запросной системой в системе налогоплательщика.
8. Получение протокола операций (отменен).
9. Получение сводного протокола операций.
10. Обновление токена аутентификации.
11. Получение сведений по структуре группы компаний.
12. Сервисы истребования:
-
направление требования о представлении документов (информации);
-
направление протокола в ответ на требование о представлении документов (информации);
-
направление ответа на требование о представлении документов (информации);
-
направление уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации);
-
направление решения о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (информации);
-
информирование налогоплательщика о результатах обработки ответа на требование.
Сценарии с первого по девятый должны быть реализованы до 01.01.2024, сценарии с десятого по двенадцатый — до 02.06.2024.
В части технической реализации сценариев взаимодействия и адаптации учетных систем компания «Норильский никель» поставила перед собой следующий план действий:
-
изучить техническую документацию по интеграции;
-
разработать методологическое проектное решение по интеграции информационной системы компании с АИС «Налог-3»;
-
закупить программное обеспечение для настройки интеграции с системой АИС «Налог-3»;
-
включить пилотную кампанию в рабочую группу по тестированию сценариев взаимодействия и пройти тестирование;
-
внедрить электронные сервисы, настроить межсистемные интеграции;
-
разработать механизм связки «декларация — регистр — первичный документ» для выполнения сценариев с третьего по шестой;
-
реализовать требования к учетной системе и системам — хранилищам документов по настройке справочника первичных документов ФНС (СПВДОК);
-
реализовать требования к учетной системе по разработке отчета о работе запросной системы для контроля за исключением дублирования представления документов, которые были представлены ранее.
В феврале 2023 г. «Норильский никель» вступил в рабочую группу ФНС по тестированию сценариев электронного взаимодействия и до мая 2023 г. успешно протестировал сценарии с первого по девятый.
На данном этапе компания столкнулась с такими трудностями, как отсутствие практики технической настройки интеграции по сценариям, что повлекло за собой трудоемкий процесс настроек и дальнейшее изменение этих настроек. С появлением нового сценария № 10, где описана новая схема аутентификации, стоит ожидать нового объема изменения настроек.
В части реализации требования к учетной системе и системам — хранилищам документов по настройке СПВДОК нужно учитывать, что справочник необходимо реализовать во всех системах, задействованных в процессе подбора документов: с момента сканирования до момента, когда документ по заданному алгоритму упаковывается в транспортный контейнер для отправки в налоговые органы. При этом необходимо проработать механизм управления изменениями в справочнике, чтобы была возможность контролировать своевременную настройку мэппинга на новые документы во всех системах.
Самая трудоемкая работа в части настройки интеграции с АИС «Налог-3» стоит за пределами технической реализации: изменить систему обработки документов. Основная задача состояла в сохранении отлаженных процессов по сбору документов (поточное сканирование и пакетное хранение) и их привязки к проводкам для учетной функции и минимальном увеличении трудозатрат на извлечение документов, запрашиваемых в рамках сценария электронного взаимодействия. Здесь план действий был определен следующий:
-
определить «пилотный» периметр документов для автоматического представления в налоговые органы;
-
сформулировать требования к системе обработки документов, включая хранилище первичных документов и договоров;
-
внедрить систему QR-кодов для автоматического разделения первичных документов при сканировании и идентификации договоров;
-
изменить процесс сканирования документов и их верификации, исключить «лишние» документы для размещения в хранилище;
-
реализовать механизм подбора документов из систем хранилищ по заданным аналитикам.
В качестве пилотных документов для представления в налоговые органы в атематическом режиме были выбраны документы, которые наиболее часто запрашиваются в рамках проверок: договоры и дополнительные соглашения, акты оказанных услуг (выполненных работ), счета-фактуры. Именно эти виды документов планируется выделять при сканировании из общего пакета с документами методом приклеивания QR-кода, при этом само поточное пакетное сканирование документов остается без изменений. При верификации пилотным документам будет присвоен тип документа, который будет соответствовать определенному коду в СПВДОК. В последующие годы, после получения статистики по доразмещенным документам в рамках сценария № 6, перечень документов для автоматического представления может быть расширен на наиболее часто запрашиваемые документы для сокращения трудозатрат по «ручному» подбору.
Интеграция с АИС «Налог-3» стала стимулом не только пересмотреть подход к формированию налоговой отчетности, хранению скан-образов первичных документов, но и взглянуть на существующие процессы с целью автоматизации, цифровизации и даже, возможно, использования искусственного интеллекта в повседневной деятельности работников учетной и налоговой функций компаний.